Главная / Лидеры общественного мнения / Снизить риски для строителей

Снизить риски для строителей

    ЖКХ и строительная отрасль неразрывно связаны между собой, по сути, это единый организм. Тем более важно и интересно, как продвигают интересы строителей общественники. Большое внимание этому вопросу уделяют в Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В одном из ее профильных комитетов работает общественный омбудсмен по строительной отрасли Дмитрий Котровский. В качестве уполномоченного по защите прав строителей он занимается вопросами с ген- и субподрядчиками, транспортными компаниями. Дмитрий Михайлович ответил на вопросы нашей газеты по важнейшим проблемам отрасли.

   — Дмитрий Михайлович, с чем чаще всего к вам обращаются строители, по каким проблемам?  

    — В первую очередь, строителей волнует несправедливость принимаемых нормативных документов со стороны органов контрольно-надзорной деятельности. Она реформируется уже не первый год, однако до сих пор к бизнесу могут предъявляться претензии, которые не имеют к нему никакого отношения, они устаревшие. Объект может пройти все экспертизы, но при этом находятся другие ведомства, в том числе региональные, которые предъявляют претензии. Федеральным документом — Градостроительным, Гражданским Кодексами и так далее – определено одно, а нормативными документами, постановлениями региона – другое. Налицо юридическое несоответствие и противоречие, из-за которого можно попасть на административный штраф и даже подвергнуться уголовному преследованию.

   Мы видим статистику по росту таких уголовных и административных дел, заведенных с подачи контрольных органов. В итоге прибыль предприятий снижается. По рентабельности строительный бизнес он уже 5-й снизу, она близка к нулю! И это из 65 отраслей нашей экономики. Это сигнал к тому, чтобы государство перестало воспринимать его с таких позиций. Строительная отрасль слишком важна для экономики в целом, чтобы закрывать на это глаза. Она дала в 2019 году налогов на 6 триллионов рублей. Если добавить к этому поступления от индустрии стройматериалов и логистики, то будет 30% от всех поступлений в федеральный бюджет – почти 8 триллионов. Надо эту политику менять, переходить на меры поддержки, которые должны сильно отличаться от того, что есть сейчас. 

   И о второй проблеме, которую мы видим. С 2015 года мы начали реформировать систему ценообразования. Несовершенство федеральных законов – в частности, 223-го и 44-го – приводит к тому, что только в половине лотов и конкурсов на строительные подряды, которые разыгрываются, приходит только один исполнитель. До 30 процентов лотов не разыгрываются вовсе. 

    И это тревожная цифра. Стоимость лотов, выставляемых на торги, явно занижена, и чтобы взяться за них, предпринимателям приходится идти на большие риски. В итоге количество тех, кто заканчивает ничем и готов банкротить свои компании, просто зашкаливает. Как следствие, уголовные дела по этому направлению стали предметом едва ли не ежедневных публикаций в СМИ. При этом страдают не только предприниматели, но и чиновники. 

    Моя позиция и позиция Бориса Юрьевича Титова, уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте России, заключается в том, что обе стороны виноваты, если начинают подключать статьи УК. Но проблема состоит в том, что применяется, как правило, 159 статья УК в разных ее частях – это 93% всех случаев. А ведь «Опора России» давно пытается провести поправку – третейскую оговорку. Чтобы подобные дела рассматривались не в судах общей юрисдикции, а в третейских судах. 

   — Можно об этом подробнее?

   — Думается, надо еще при заключении контракта, в которой стороной является государство, ввести оговорку: в случае каких-либо разногласий обе стороны могут привлечь профессионального судью, человека, который реально понимает нюансы строительной отрасли, и особенно ценообразования. Он должен представлять себе, что происходит, когда вы заходите на объект с одной ценой, а потом возникают ситуации с ростом цен на стройматериалы, вмешиваются непредвиденные погодные факторы, которые мешают вовремя выполнить свои обязательства. Когда со стороны региона или федеральных структур выпускаются новые нормативные документы. Все это приводит предпринимателей не просто к потерянным объектам и деньгам. Как итог – в стране на 5,3 триллиона рублей долгостроя! И эта цифра из года в год увеличивается. 

   Для многих становится ясно: подходы к выделению федеральных бюджетных средств на реализацию национальных проектов – таких, как Крымский мост, космодром «Восточный» – надо менять. Мы понимаем, что объект, который прошел проектную стадию, экспертизу и был оценен в определенную сумму, уже через год необходимо переоценивать в большую сторону. Как было, к примеру, со спортивными объектами в С.-Петербурге. Что тогда говорить о малом и среднем бизнесе, которые на местном уровне выигрывают конкурсы – скажем, по перекладке инженерных сетей и коммуникаций? У них в штате нет сотрудников, такого количества специалистов, как в крупных компаниях. Приходится предпринимателю доверять государству, а значит, идти на риск.

   Да, сейчас нельзя не заметить определенные плюсы в этом отношении. На федеральном уровне заявляется, что авансированиебудет расти с 30 до 50%. Уже оцененные на сегодня проекты будут переоценены по финансированию с плюсом в 30% – с учетом инфляции, очевидным ростом цен на стройматериалы, рабочую силу и других. Это понимание есть, и оно озвучивается. Но фактически мы продолжаем тратить бюджетные деньги в старой парадигме. 

Фото с сайта www.opora.ru

   — Пандемия короновируса, введенные из-за нее ограничения обострила проблему кадров в строительной отрасли. Тех же мигрантов, этой дешевой рабочей силы, у нас поубавилось. Как решать проблему?

   — Да, проблема серьезная. У нас при нехватке рабочих специальностей в количестве 1,3 миллионов человек — из них 300 тысяч это иностранцы — профессиональные колледжи, готовящие специалистов до 5 разряда, готовы выпускать до 60 тысяч человек в год. А профильные университеты – только 11 тысяч специалистов в год. Как в этой ситуации переходить на технологию информационного моделирования с 1 января 2022 года? Это обязательный шаг для компаний, которые проектируют, строят и эксплуатируют здания. Компании без этого не смогут без соответствующего оборудования и специалистов в штате участвовать в конкурсах на госзакупках. Для этого потребуется 50 тысяч специалистов. За оставшиеся месяцы необходимо найти этих людей, обучить их в центрах профессиональной подготовки, которых пока тоже нет. Сами решайте, насколько это реально. 

— Сейчас волей-неволей застройщики вынуждены погружаться в сферу ЖКХ, они создают свои УК в новых жилых комплексах. И, напротив, «управдомы» все чаще осваивают строительные специальности. Нужно ли это? Или лучше каждому работать с подрядчиками?

— Во многом это происходит от безысходности.  Перед тем, как ввести построенный дом в эксплуатацию, необходимо организовать процесс его управления. И застройщики делают это без удовольствия. Ведь пока люди не примут объект по акту приемки-передачи, пока не проведут собрание для выбора формы управления домом, застройщик вынужден создавать эту УК. 

    Хочу затронуть еще один момент по ЖКХ. Эту проблему мы обсуждаем, в том числе, на площадке рабочей группы, куда вхожу я, куда входят высокие профессионалы ЖКХ, эксперты. Речь идет о взаимоотношениях между застройщиками и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Проблема в том, что застройщик за счет граждан строит не только внутриплощадочные сети, но и внешние, реорганизуя их, производя замену устаревших сетей. За это платит покупатель, стоимость работы заложена в квадратный метр. Затем застройщик передает это на баланс РСО – водоканалам, электросетям… Они получают в свое распоряжение получает абсолютно новые сети, но при этом выставляют потребителям тот же тариф, как и остальным. В итоге новоселы платят, по сути, дважды. В этом есть явная несправедливость. Мало того, что РСО не вложились в новые сети, так они получают новых абонентов, исправно платящих за потребленные услуги. 

   Возникает вопрос: не правильнее было бы государству под 3-4% финансировать РСО, которые выступали бы заказчиком по строительству таких сетей?

    Да, в РСО говорят: непонятно, с каким качеством строители создают эти сети, нам приходится подолгу проверять их на соответствие тому, что было заявлено в проекте, и экспертизе по вводу. Но мы задаем встречный вопрос: вы ведь тоже не строите эти сети собственными силами, а привлекаете для этого ген- и субподрядчиков. Тогда в чем проблема – проверить юрлицо, которое имело право на исполнение этого проекта?

  Уверен: если РСО будут участвовать в прокладке внешних инженерных сетей собственной копейкой, то в итоге изменится и средняя площадь продаваемой квартиры, и ее стоимость. Изменится в лучшую сторону баланс интересов, появится понятие справедливости. Пока что этой справедливости нет, за все платит потребитель. 

  — А как в «Опоре России» развивается нетворкинг?

–Когда есть какая-то общая цель и задача, но при этом банально не хватает компетенции, мы привлекаем к сотрудничеству специалистов из других комитетов нашей организации. Если какие-то общественные объединения еще пытаются настраивать эти механизмы, то на более высоких уровнях, разных департаментов, это работает очень плохо. Пока мы видим  многочисленные нестыковки, противоречия, дублирование функций и прочее.

Беседовал Геннадий Громов

Похожие записи: