Новые Нормативы, дизайн-код города, ремонт проездов и Западная хорда
Об этом шла речь на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы.
На 19-м заседании Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва под руководством Председателя городской Думы – главы города Ростова-на-Дону Зинаиды Неярохиной из 26 вопросов повестки дня практически треть касалась сферы ЖКХ и благоустройства.
НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Депутаты утвердили новую редакцию Нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону». Тем самым утратили силу Нормативы, действовавшие с 2017 года.
Нормативами градостроительного проектирования устанавливается совокупность расчётных показателей, которые применяются при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.
Новая редакция Нормативов подготовлена, как отметил заместитель главы Администрации города по строительству и архитектуре Андрей Дикун, исходя из данных статистического анализа за период с 2012 по 2021 год и прогнозной численности населения города к 2035 году в 1 миллион 233,4 тысячи жителей.
В новой редакции впервые применён такой механизм регулирования вопроса обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, как поэтапное повышение показателей в период с 2023 по 2035 год. Например, сейчас минимально допустимый уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями составляет 47 мест на тысячу жителей. Путём поэтапного повышения этот уровень к 2035 году составит 55 мест. Аналогично предусматривается увеличение уровня минимальной обеспеченности местами в школах – со 106 до 118 мест.
Для проектируемых детских садов, встроенных в многоквартирные дома, предусмотрено увеличение нормативной площади земельного участка под таким домом (на 20-29 метров на одного ребёнка в зависимости от общего числа мест в детском саду). Минимальная вместимость для встроенных и встроенно-пристроенных детских садов устанавливается в количестве 30 и 45 мест соответственно.
Минимальная мощность поликлиник устанавливается в 20 посещений в смену на тысячу жителей (16 – для взрослого населения и 4 – для детей).
Вводится норма по обеспеченности минимально необходимым количеством спортивных объектов на 100 тысяч жителей (стадионы, плоскостные спортивные сооружения, плавательные бассейны и пр.), и единовременная пропускная способность спортивных сооружений: с 73 до 90 мест на тысячу жителей.
Нормативами установлено минимальное количество театров, музеев, библиотек, иных объектов культуры.
В области жилищного строительства вводятся два новых типа жилой застройки: высотная многоквартирная (от 25 этажей) и смешанная многоквартирная (от 5 до 24 этажей).
С целью учёта особенностей различных градостроительных и планировочных условий на территории города выделены его центральная часть и исторический центр. Центральная часть города определяется в границах: пр. Сиверса – пер. Приволжский – ул. Варфоломеева – пр. Чехова – ул. Малюгиной – пр. Театральный – пр. Шолохова – ул. 14-я линия – ул. Ченцова – ул. 32-я линия – ул. 31-я линия – ул. Городовикова – ул. 29-я линия – река Дон. Исторический центр, включающий в себя наибольшее количество объектов культурного наследия и ценных объектов историко-градостроительной среды, определён в границах: пер. Братский – ул. Серафимовича – пер. Доломановский – ул. М. Горького – ул. Ченцова – ул. Каяни – ул. Мурлычёва – ул. 28-я линия – ул. 27-я линия – ул. Комсомольская – ул. 25-я линия – ул. Мясникова – ул. Нижненольная – ул. Закруткина – пер. Краснофлотский – ул. Кизлярская – ул. Станиславского – пр. Ворошиловский – ул. Ульяновская – пер. Газетный – ул. Донская – пер. Соборный – ул. Баумана – пр. Будённовский – ул. Тургеневская.
В новых Нормативах уточнены показатели минимальной обеспеченности населения объектами озеленения в кв. метрах на человека: для городского округа в целом – 16, для жилого района – 10, для микрорайона (квартала) – 6, для придомовой территории (в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом) – 3.
Установлены требования по минимальным размерам бульваров, скверов, садов и парков.
Определён перечень элементов комплексного благоустройства территории жилого микрорайона (квартала), а также показатели минимальной обеспеченности этими элементами: детскими игровыми площадками, площадками отдыха взрослого населения, площадками для занятий физкультурой и спортом, площадками для выгула собак, зелёными насаждениями.
В новых Нормативах предусмотрено поэтапное увеличение уровня автомобилизации населения – с 350 до 410 автомобилей на тысячу жителей к 2035 году и уточнены показатели минимально допустимого уровня обеспеченности машиноместами.
— Документ получился всеобъемлющий, выверенный, учитывающий все требования законодательства, постановлений правительства и действующих правил, — отметил председатель постоянной комиссии городской Думы по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию Дмитрий Олейников.
— Разработка Нормативов велась два года, мы обсуждали три варианта, этот четвёртый, — прокомментировал депутат Валерий Левченко (Пролетарский избирательный округ № 25). – В них значительно увеличилась площадь зелёных насаждений. Например, если где-то, допустим, возводится жилая высотка, то в радиусе 400 метров вокруг обязательно должен быть сквер. Застройщики и проектировщики теперь не имеют права не учитывать эти коэффициенты.
— Очень важно, что разобрались досконально во всех нововведениях, все их учли и при этом сработали на перспективу, — подчеркнула Председатель городской Думы – глава города Ростова-на-Дону Зинаида Неярохина.

ДИЗАЙН-КОД ДЛЯ РОСТОВА
Депутаты внесли изменения в Правила благоустройства территории города, дополнив их в силу требований федерального законодательства понятием дизайн-кода Ростова-на-Дону.
Дизайн-код – это требования к объёмным, пространственным и колористическим решениям внешних поверхностей объектов капитального строительства и некапитальных строений, а также правила размещения дополнительного оборудования фасадов, средств размещения информации, рекламы, вывесок и элементов благоустройства.
Сам дизайн-код будет разработан до конца текущего года и вынесен для обсуждения и утверждения городской Думой.
Правила дополнились также требованиями к отделке фасадов модульных строений общественного назначения. Порядок разработки, оформления, согласования и выдачи проектных решений устанавливается правовым актом Администрации города. А соблюдение требований к цветовому регулированию и отделке стен фасадов проверяет Департамент архитектуры и градостроительства при выдаче разрешения на строительство.
РЕМОНТ ВНУТРИКВАРТАЛЬНЫХ И ДВОРОВЫХ ПРОЕЗДОВ
На территории Ростова-на-Дону находятся 2 229 внутриквартальных (дворовых) проездов общей протяжённостью 354 километра и общей площадью полтора миллиона кв. метров.
В нынешнем году, по словам заместителя главы Администрации города по вопросам взаимодействия с административными органами Алексея Потешкина, запланировано отремонтировать эти проезды на площади 52 тысячи кв. метров, для чего предусмотрено финансирование в размере 83,4 миллионов рублей. В Ворошиловском районе на площади 12 тысяч кв. метров, в Железнодорожном – 1,8 тысячи, в Кировском – 900 кв. метров, в Ленинском – 722, в Октябрьском – 9,7 тысяч, в Первомайском – 16,1 тысяч, в Пролетарском – 11,2 тысяч, в Советском – 3,74 тысячи.
Ремонт уже идёт, а в Ленинском районе работы выполнены в полном объёме.
Кроме того, в текущем году предусмотрено финансирование в размере 77 миллионов 160,5 тысяч рублей (в том числе 50 миллионов из средств областного бюджета) на благоустройство дворовых территорий города с обязательным ремонтом дворовых проездов. До конца июня дворовые территории, подлежащие благоустройству, будут отобраны общественной комиссией по вопросам реализации на территории города мероприятий по направлению «ЖКХ и городская среда». В соответствии с постановлением областного правительства предельный размер субсидии на реализацию проекта благоустройства дворовой территории составляет 5 миллионов рублей. При среднем размере в 3,5 миллиона в 2023 году может быть отремонтирован 21 двор. Программа по благоустройству дворовых территорий будет реализовываться до 2030 года.
В рамках подготовки к рассмотрению этого вопроса депутаты – члены постоянной комиссии городской Думы по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию ознакомились с ходом ремонта внутриквартальных проездов на территории Ворошиловского района.
Их внимание, в частности, привлёк один подготовленный к ремонту, уже отфрезерованный участок, рядом с которым возле водопроводного люка дорога заметно просела.

ЗАПАДНАЯ ХОРДА
Депутаты рассмотрели многочисленные обращения жителей города по проекту строительства автодороги «Западная хорда», поступившие в городскую Думу.
Обращения были внимательно рассмотрены на совместных заседаниях постоянных комиссий Думы с участием представителей Администрации города, а также депутатами, представляющими Железнодорожный район, с выездом на место.
Председатель постоянной комиссии городской Думы по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию Дмитрий Олейников напомнил, что строительство транспортной развязки на пересечении улиц Кумженская – Малиновского – Всесоюзная со строительством путепровода через реку Мёртвый Донец в створе улицы Всесоюзной предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Ростова-на-Дону на период до 2035 года.

Документация по планировке территории для строительства автодороги выполнена с учётом расположения объектов культурного наследия: трасса не затрагивает границы территории таких объектов. Маршрут прохождения проектируемой автодороги разработан таким образом, чтобы трасса пролегала в достаточном удалении от существующих жилых построек.
Дмитрий Олейников отметил, что строительство Западной хорды улучшит экологическую обстановку в Ростове, так как эта автодорога разгрузит южную столицу от потоков транзитного грузового автотранспорта, которые будут только увеличиваться в связи с присоединением новых российских территорий.
Однако, депутат Юрий Нерсесян, представляющий в городской Думе фракцию КПРФ, заявил, что будет голосовать против принятия решения, так как считает, что хотя Западная хорда необходима Ростову, но должна пролегать иначе, чтобы не изменялась граница городских лесов.
Да, есть группа людей, чьи интересы затрагиваются, — отреагировал Дмитрий Олейников. – Но таких людей было бы на порядок больше, если бы автотрасса проходила по Всесоюзной улице. А что касается озеленения, то почему же вы, коллега, не объясняете людям, что компенсационные посадки предусматриваются по объёму в 3 раза больше сносимых насаждений?!
Депутаты приняли решение по информацию о рассмотрении обращений граждан абсолютным большинством голосов при одном «против».
Сергей ТИХОМИРОВ.
Фото из архива пресс-службы
Ростовской-на-Дону городской Думы.