Главная / От первого лица / Антон ГЕТТА: Система государственных закупок переживает очередной этап эволюции

Антон ГЕТТА: Система государственных закупок переживает очередной этап эволюции

«Путеводитель по ЖХ» попросил заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ, депутата нижней палаты парламента от Ростовской области Антона Гетта поделиться своим мнением о проблемах, затронутых на Всероссийском форуме-выставке «ГОСКЗАКАЗ» — он прошёл в конце марта. Темой нашего разговора стали изменения в контрактной системе сегодня и в ближайшем будущем.

– Антон Александрович, уже не первый год идут дискуссии по поводу закона о госзакупках. Вы предлагали ещё в 2016 году внести в закон поправки, благодаря которым повысится эффективность расходов из российского бюджета. Как далеко удалось продвинуться с тех пор и каких результатов добиться?

– Если брать именно период, начиная с 2016 года, то продвинуться нам удалось очень далеко – фактически, сегодня мы имеем существенно обновленный закон о государственных закупках, отвечающий современным задачам и вызовам. 

Это выполнение национальных задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в мае 2018 года. А также адаптация закупочного законодательства к экономическим вызовам, связанным с санкционным давлением извне и распространением коронавирусной инфекции.

Весной 2019 года были приняты первые 128 поправок в закон о госзакупках, направленные на упрощение и ускорение государственных закупок. Следующей весной в срочном порядке были приняты поправки, связанные с разгаром пандемии – ускорение и расширение закупок у единственного поставщика, когда речь, в основном, идет о закупках медоборудования, средств индивидуальной защиты, антисептиков, лекарств.

Сегодня в Государственной Думе находится второй пакет «оптимизационных» поправок в 44-ФЗ.

– Вы говорили, что эти поправки будут соответствовать нормам международного права. Можно рассказать об этом подробнее?

– Все принимаемые нами поправки направлены на повышение прозрачности и конкурентности закупочных процедур, соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.

– В конце минувшего года в Ростове пришлось расторгнуть муниципальный контракт с подрядчиком, который выиграл конкурс на благоустройство парка. Однако при выполнении работ выяснилось, что у него не хватает ни техники, ни кадров для этой деятельности. Сроки сдачи были провалены, да и вся работа тоже. Такие случаи нередки, и вам наверняка известны многие из них. Как нужно изменить закон, чтобы исключить подобные ситуации?

– Если в целом говорить о проблеме, а не конкретно об этом примере, то ее нужно решать комплексно. Компании-однодневки, не имеющие опыта выполнения работ, не должны побеждать в тендерах.

Если углубиться в конкретные изменения 44-ФЗ из последнего пакета поправок, которые должны изменить ситуацию к лучшему, то я бы выделил четыре нововведения. Первое – это сокращение количества конкурентных способов определения поставщика. Исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений (остается три открытых и четыре закрытых процедуры закупок).

Второе – установление единых требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами, срокам их размещения, представления, разъяснения, внесения изменений, а также единых требований к составу и содержанию заявок.

Третье. Теперь в случае уклонения участника закупки от заключения контракта заказчик направляет контракт для заключения следующему участнику закупки, если откажется второй – третьему – и так до тех пор, пока не будет заключен контракт.

Четвертое нововведение, поддержанное Федеральной антимонопольной службы – это внедрение рейтинга деловой репутации поставщиков.

– В каком направлении, по-Вашему, нужно идти дальше в совершенствовании закона о госзакупках? Насколько реальны эти изменения?

– По пути упрощения и ускорения закупочных процедур. Как я уже сказал, цель       оптимизации госзакупок – это своевременная и качественная реализация национальных задач, поставленных Президентом.

Мы немного углубились в закупочную конкретику, но самое главное – понимать, что вся наша работа, и в том числе форум «ГОСЗАКАЗ», который буквально на днях прошел в Москве, это поиск путей для достижения целей национальных проектов.

А национальные проекты – это история про людей и для людей. Серьезного улучшения качества их жизни, строительства удобной инфраструктуры, детсадов, школ и так далее.

Государственные закупки переживают сегодня очередной естественный этап эволюции, а постепенный переход на новые рельсы нужен для того, чтобы позитивные изменения происходили плавно, но уверенно. Они должны не только отвечать реалиям сегодняшнего дня, но и отчасти соответствовать прогнозируемым вызовам в будущем.

Беседовала Ольга Смысленко. 

Фото из архива А. Гетта. 

Похожие записи: