Главная / Наш город / В Ростове организуют музей-гигант городской истории

В Ростове организуют музей-гигант городской истории

В доме Кисина хотят продавать солянку, как в бывшем кафе «Дружба», обустроить коммунальную квартиру советских времен, а с крыши – осматривать панораму Солдатской слободы. 

Знаменитому аварийному памятнику архитектуры по улице Московской, 72, известному как дом наследников Максимова (он же — дом Кисина), вроде бы нашлось место в новой жизни. Местные власти взялись выполнить его реконструкцию и перепрофилировать в будущий музей истории Ростова-на-Дону, открыть который у нас мечтают не первое десятилетие. Об этом сообщила начальник городского управления культуры Яна Пилявская на состоявшемся в патриотическом центре «Победа» совещании, где обсуждали, каким быть новому-старому объекту. 

Окончательно определиться с его концепцией планируется в следующем году, а в течение ближайшей пятилетки — претворить намерения в жизнь. Как следует из слов Яны Пилявской, новый музей — отнюдь не один из наших местных маниловских прожектов, каковых Ростов знает немало, начиная с того же метро или подземного автомобильного тоннеля под Нагибина. На сей раз все серьезно: 

— Это большие деньги, но идею лоббирует губернатор Ростовской области Василий Голубев. А сити-менеджер Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко лично заявил, что мы не будем экономить деньги на данном проекте. 

Трудиться над концепцией несколько месяцев станут архитекторские умы, а пока в патриотическом центре «Победа» чиновники и представители городской общественности коллективно набросали общие ее штрихи, сформулировав, что хотелось бы увидеть в трехэтажном дореволюционном здании позапрошлого века. 

Начальник городского управления культуры Яна Пилявская и директор будущего музея Сергей Гордиенко

Две тысячи метров истории

— Памятник внутри прелестен: мы видим интересный декор на потолках, — заявил директор «Музея истории города Ростова-на-Дону» Сергей Гордиенко. — У него обширный цоколь, где мы хотели бы разместить археологические фонды. Кроме того, здесь же планируется обустроить купеческий подвал, демонстрирующий базарный Ростов XIX века. 

Большую часть первого этажа планируется отдать под выставочные залы картин художников, поскольку в городе давно нет столь солидных помещений для таких целей. Здесь же, внизу, по словам участников совещания, стоило бы открыть кафе, стилизованное под крепость. При этом обязательным фирменным блюдом в его меню должна стать солянка, какую подавали уже в прошлом веке — в знаменитом советском кафе «Дружба». 

Не обошлось и без идеи в стиле Кирсана Илюмжинова, воплотившего фантастический проект Остапа Бендера и построившего шахматный городок Нью-Васюки. Известно, что до начала третьего тысячелетия первый этаж памятника архитектуры занимало адресное бюро. Именно его посетил другой герой «Двенадцати стульев» — отец Федор — в поисках одного из покупателей мебели мадам Петуховой. Главный редактор «Путеводителя по ЖКХ» Ольга Смысленко предложила восстановить одну из комнат Ростгорсправки и привязать ее к знаменитому роману Ильфа и Петрова. 

Архитектор и краевед Любовь Волошинова на обсуждении рабочей группы

На верхнем, третьем этаже планируется реставрировать еще два помещения. Первое – ростовская квартира в доходном доме XIX века, каковым памятник архитектуры являлся до революции. Другое — типичная коммуналка советских времен, каковые появились в здании после.

Перемещаться с этажа на этаж посетители смогут на дореволюционном лифте, а новая крыша вместо рухнувшей должна стать эксплуатируемой. Отсюда, по словам экспертов, открывается прекрасный панорамный вид на Старый Ростов и Солдатскую слободу, которые, правда, год за годом все больше уродуются высотными новоделами. А на прилегающем к музею тротуаре — обустроить парковки для экскурсионных микроавтобусов. Что, вообще-то, может спровоцировать пробки на улице Московской —одной из крупнейших транспортных артерий донской столицы.   

Самая главная проблема — что же открывать на втором этаже, предназначенном для интерьеров, презентующих историю Ростова. Как неопределенно отметил директор еще несуществующего музея Сергей Гордиенко, здесь будет экспозиция для цельного представления о мегаполисе. Однако конкретики так и не прозвучало: что за залы планируется обустроить и что будет в них храниться. 

Более того, на этот вопрос сегодня не сможет ответить ни один из ростовчан. Ситуация интригует…       

Татьяна Абрамова — профессионал музейного дела, один из опытнейших сотрудников Ростовского областного музея краеведения

Ни коллекции, ни концепции

Даже многих здравомыслящих дилетантов, возможно, удивит тот факт, что для будущего музея нет ни одного выставочного экспоната. Исключение составляют лишь сохранившийся в самом аварийном здании старинный паркет, лепнина, дореволюционные чугунные батареи, брошенные бывшими жильцами чемоданы 1960-х годов и другие предметы советского быта: шкафы, посуда, игрушки. Все это, конечно, хорошо, но не слишком ли скудно для столь огромного трехэтажного объекта — если не учитывать цоколь?

По словам Сергея Гордиенко, ряд ростовчан хочет передать музею свои предметы. Но предстоит определиться, что же нам нужно. 

— В ближайшие дни мы официально объявим сбор экспонатов для музея, которые временно разместятся в парке «Россия — Моя история», — прокомментировала Яна Пилявская путь решения проблемы. — Начнем формирование коллекции. Источниками могут стать крупные промышленные предприятия, школы, библиотеки с историческими уголками. 

Признаться, такой вариант создания музея по принципу: «если бы да кабы» вызывал скептическое отношение у многих собравшихся. Здоровый прагматизм подсказывает: кто щедро раздает вещи, вряд ли является коллекционером, а у обычных людей, скорее всего, не найдутся исторически ценные вещи. Градообразующие предприятия давно частные, они заинтересованы в поддержании собственного внутреннего корпоративного духа своей ретроатрибутикой. 

Правда, можно административным воздействием обязать поделиться экспонатами бюджетные школы и библиотеки. Но вряд ли в стенах этих заведений найдешь что-либо очень ценное — особенно если речь идет о заполнении столь обширных площадей.

Дополнительного скептицизма добавляет хаотичность формирования музейной коллекции. В сложившейся ситуации никто не может предугадать, чем порадуют город меценаты-энтузиасты — если даже объявятся. 

По словам присутствующих представителей музейной отрасли, перед созданием концепции необходимо сформировать коллекцию будущих экспонатов. В противном случае идею можно загубить на корню. Что пожертвуют мифические энтузиасты? Старинную одежду, предметы быта или нечто иное? Не ставят ли у нас телегу впереди лошади? 

Среди участников обсуждения Елена Смирнова — известный ростовский журналист

Родится ли в Ростове «белый слон»?   

— Создать на Московской, 72, новый музей очень заманчиво, но идея слишком дорогая, — считает председатель ВООПИиК по Ростовской области Александр Кожин. — Есть риски, что реставрация столь крупного объекта превратится в грандиозный долгострой. Примерно такой же, какими у нас в прошлом веке были Донская государственная публичная библиотека и Музыкальный театр.

— А что первично в организации нового музея: коллекция экспонатов или проект? — интересуюсь.

— В Ростове уже был музей истории города, открытый в 1910 году. Его также построили без первоначальной коллекции, но располагался он в здании меньших габаритов в Думском проезде. После приватизации объект отошел в частную собственность, а в нынешние времена его продали. Когда шли торги, городу стоило выкупить бывший памятник архитектуры и вернуть все на круги своя. 

— Пока что у нас рассчитывают на пожертвования энтузиастов, которыми собираются заполнить столь внушительные площади. 

— Это разговор в пользу бедных. Сейчас можно было бы начать закупать экспонаты у горожан, не надеясь на авось. 

— Наблюдается ли в Ростове некий тренд, в русле которого осуществляются «амбициозные проекты»? Оправдает ли грядущий наплыв посетителей столь внушительные габариты объекта? 

— В чем-то похожая история возникла с запланированным переездом Ростовского театра кукол. В здании два зала: большой на 200 мест и малый на пятьдесят зрителей. Как показала практика, Театру этого вполне достаточно, учитывая даже вспыхнувший ковид, обязывающий соблюдать социальную дистанцию, а также родителей, смотрящих представления вместе с детьми. Однако артистов хотят переселить на большие площади, хотя в этом нет необходимости.

Похоже, один из негативных трендов нашего времени — гигантомания, доводимая до абсурда, — успешно проникает и в музейную сферу. Не станет ли перепрофилированный дом Кисина одним из так называемых «белых слонов» — объектов, которые собственник вынужден содержать, но не получает от них никакой пользы и выгоды? Именно такие остались в России после отгремевших Олимпиады-2014 и мундиаля-2018.

Наверняка ведь завершение работ в памятнике архитектуры также приурочат к какому-нибудь помпезному событию.           

Олег Петрушин,

фото Ольга Смысленко      

Похожие записи: