Главная / Новости ЖКХ / Очередное затопление города обострило проблему ливнёвок

Очередное затопление города обострило проблему ливнёвок

17 июня на Ростов обрушился ливень со шквалистым ветром. Начался очередной катаклизм с наводнением и затоплением улиц города. Вновь затопило Привокзальную площадь, да так, что пришлось вызывать МЧС. По устранению последствий непогоды в городе сутки работали около 100 аварийных бригад городских служб.

Каждый ростовчанин понимает, что главная причина катастрофического потопа — дожди. И недоумевает: почему не принимаются меры? Городские власти отвечают: проблема в ливнёвках, которые не справляются с дождевыми потоками. Объём воды за последние десятилетия увеличился, а ливнёвки, построенные в 80-е годы, не рассчитаны на такие объёмы. Нужна модернизация сети? Да, но проблема сложнее, чем кажется.

В чём виноват Сергей Горбань

В 2017 году в плохой работе ливнёвой канализации обвинили тогдашнего сити-менеджера Сергея Горбаня. Он объяснил, что только 15 процентов от общего количества ливнёвок находятся на балансе муниципалитета — то есть чистятся и обслуживаются городом. Остальные находятся на балансе других структур. Есть ещё и бесхозные — в них-то и скрыта большая часть проблемы.

В основном сети ливнёвой канализации прокладывались в прошлом столетии. За это время многое изменилось, и городу приходится подстраиваться под эти изменения. Одна из цепи проблем — та, что часть предприятий закрылась в 90-е годы, соответственно, ливнёвки потеряли хозяина. На многие из них утеряны документы, их просто нет, то есть план их расположения под землёй неизвестен. Что там протекает и как — загадка.

В свою очередь, Горбань обвинил в проблемах с ливнёвкой предыдущего мэра Ростова Михаила Чернышева — и в том, что система ливнёвой канализации не была модернизирована за годы его руководства, и в том, что мэрия при нём заключила соглашение с инвестором о строительстве в Суворовском микрорайоне жилья без инфраструктуры, как и в Левенцовском — без ливнёвых канализаций.

Поиск хозяев и документов

Кто же из руководителей виноват? После краха 90-х в 2000-х годах спектр работ по обслуживанию ливнёвок передали МСУП по РС и ЭИС — муниципальному специализированному унитарному пред- приятию по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений. Оно и занималось выявлением бесхозных ливнёвок. Часть передавали районным предприятиям, часть оставляли у себя на обслуживании. Нужно же было кому-то их ремонтировать, очищать, промывать.

Предприятие столкнулось с такой проблемой — отсутствием полноценного реестра предприятий, подсоединённых к ливнёвым сетям города. Сами предприятия не спешили поделиться этими данными. И город, и районы работали над задачей по выявлению бесхозяйных ливнёвок и паспортизации тех, которые кому-то при- надлежат. С 2017 по 2019 год в реестр бесхозяйного имущества были включены 28 объектов ливнёвой канализации.

В этом направлении работали и комитеты по охране окружающей среды города и области. Росприроднадзор, городская администрация. Ведь все поверхностные сточные воды, как правило, сбрасываются в реки Дон и Темерник, и всё сказывается на нашей флоре и фауне. Городские власти уделяли достаточно внимания этой проблеме, но, к сожалению, у них не было достаточного финансирования. Какие же финансовые вливания нужно сделать для модернизации сети ливнёвой канализации в Ростове?

Цена вопроса — 40 миллиардов рублей

Год назад 23 июня на 47-м заседании Ростовской-на-Дону городской Думы депутаты обсудили работу по содержанию, обслуживанию и перспективах развития ливнёвой канализации на территории города. Полную информацию им предоставил директор Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Алексей Войтенко.

«В соответствии со схемой реконструкции и развития ливнёвой канализации Генплана Ростова-на-Дону вся территория города разделена на 35 укрупненных водосборных бассейнов с учётом рельефа и существующей системы ливнёвой канализации. Но полноценное развитие городских систем водоотвода в соответствии с этой схемой требует колоссальных вложений. Ориентировочная стоимость разработки технической документации и выполнения строительно-монтажных работ на всех 35 водосборных бассейнах Ростова составляет 40 миллиардов рублей, что превышает годовой бюджет донской столицы, — подчеркнул Алексей Войтенко.

Начали с центра

Таких денег у Ростова нет. Поэтому было решено реализовывать меры по комплексному развитию систем ростовского водоотвода поэтапно. Начали с центральных улиц, Левенцовки и Нахичевани.

Разработку проектной документации в 2020 году реализовывали по двум первоочередным этапам реконструкции ливнёвой канализации по пр. Будённовскому (от ул. Текучева до ул. Красноармейской и от ул. Красноармейской до ул. Береговой). Ориентировочная стоимость разработки документации и проведения строительно-монтажных работ в центральной части Ростова (при общей протяжённости существующих сетей 43,85 км и необходимости прокладки новых 26,89 км) составила больше 6 млрд рублей.

Было разработано технико-экономическое обоснование по развитию системы отвода дождевых и талых вод в Левенцовском микрорайоне. Определены четыре этапа этой работы при общей стоимости работ почти в 4,6 млрд рублей. Сумма по микрорайону Нахичевань — 1,28 млрд рублей.

В 2019 году завершена разработка проектной документации по 9 объектам строительства дорог и систем ливнёвой канализации Левенцовки. В 2019-2020 годах осуществляется строительство автодорог и систем ливнёвой канализации по пяти объектам этого микрорайона. В 2020 году на эксплуатацию систем водоотвода и их очистных сооружений из городского бюджета было выделено 116 млн 620 тысяч рублей.

Алексей Войтенко подчеркнул, что застройщики новых ростовских микрорайонов предусматривают строительство в них систем ливнёвой канализации с локальными очистными сооружениями. Так что проблема с ливнёвками, по идее, не должна возникать в новых ЖК.

В 2020 году городской Думой было принято решение поручить Департаменту автомобильных дорог и организации дорожного движения продолжить работу по разработке технико-экономического обоснования по определению технических параметров ливнёвых систем и очистных сооружений, необходимых для строительства. Была поставлена задача: в срок до 1 октября 2022 года вместе с администрациями районов Ростова завершить инвентаризацию коллекторов, выпусков и выявлению бесхозяйных систем городской ливнёвой канализации.

Краснодар пошёл другим путем

Ростов исходит из того, что сеть ливнёвок у нас есть, просто плохо работает.

Краснодар тоже столкнулся с этой проблемой, но решать её стал другим способом. В 2019 году мэр Краснодара Евгений Первышов создал специальную службу по содержанию ливнёвой канализации, оснастив её специалистами и самой современной спецтехникой, в том числе гидродинамическими и илососными машинами. Этого оказалось недостаточно, и в 2020 году он обратился к депутату Государственной Думы Владимиру Евланову с просьбой помочь в выделении из федерального бюджета средств на реконструкцию ливнёвой канализации и поставить этот вопрос на обсуждение Правительства России. Краснодарцы подсчитали, что на реализацию проекта им требуется около 30 миллиардов рублей, то есть чуть меньше, чем нам.

Причём там намерены строить комплексные ливнёвки — добавить к существующим «серым» городским ливнёвкам вспомогательные «зелёные», с сетью открытых каналов и каркасов. Такой подход активно используют в общемировой практике. Считается, что именно сеть вспомогательных каналов забирает от 40 до 70 процентов дождевых потоков. То есть Краснодар решает вопрос кардинально.

Эксперт Общественной палаты России Александр Водяник (к сожалению, ушедший из жизни в марте этого года) говорил о работе учёного ЮФУ, разработавшего проект комплексной ливнёвой канализации специально для Ростова с учётом его рельефа. Тогда чиновники его не приняли во внимание.

Так, может быть, сейчас Ростову всё же стоит обратить внимание и на другие методы решения проблемы, которая с каждым годом становится всё острее.

Ольга Смысленко, автор карикатуры Николай Сарабашян.

Похожие записи: