Главная / Благоустройство / Урбан-арт в каждый двор!

Урбан-арт в каждый двор!

Четыре года назад на стене здания в Таганроге появился портрет Фаины Раневской, который гласил: “Я знаю самое главное, я знаю, что надо отдавать, а не хвать”. Знаменитая таганроженка была выполнена в стиле пиксель-арт. Дебютная картина начинающего художника Антона Тимченко очень понравилась жителям города и стала отправной точкой в серии портретов таганрогских знаменитостей. Антон Чехов, Владислав Ветров, Павел Деревянко, Сергей Бурлаков, Фёдор Добронравов — вот только некоторые герои города, которых изобразил Тимченко.

Портреты настолько яркие и запоминающиеся, что уже успели стать новой достопримечательностью города. Художника стали приглашать для “украшения” стен городских пространств, кафе, гаражей и дворов жилых домов. 

Интересно, что Антон Тимченко начал рисовать сравнительно недавно. В детстве он интересовался информатикой, поступил на факультет “Защиты информации” в Таганрогский институт компьютерных технологий, ради этого он переехал в Таганрог из Нальчика. Но на третьем курсе Антон понял, что не хочет продолжать обучение и открыл свой бизнес.

Фаина Раневская — первый портрет Тимченко

— Антон, расскажите, как вы стали художником и пришли к своему стилю?

— Я стал художником 4 года назад. До этого я занимался воздушными шарами, но начал потихоньку искать что-то новое. Смотрел мастер-классы, пробовал рисовать простые портреты. Напротив входа в офис, где я работал, была реклама наркотиков на стене. Я подумал, что надо бы её как-то закрасить, но она была огромных размеров и пришлось бы всю стену красить. Тогда мне пришла в голову идея, что можно что-то нарисовать на этой стене. Это была стена нового здания с ровной кладкой кирпичей и поэтому я решил нарисовать картину пикселями, потому что кирпичи было легко разметить под квадраты. Так моей первой работой, это был портрет Фаины Раневской,  сразу определился мой стиль. Портрет понравился людям.

— Не боялись, что закрасят?

— Это была моя первая работа и я об этом не думал. Стрит-арта, как такового, в городе до этого не было, поэтому прецедентов вроде “ой, смотрите, как красиво”, а потом кто-то взял и закрасил это — такого не было. Мной двигало желание нарисовать что-то красивое, чтобы на это было приятно смотреть. Я мог просто нарисовать какой-то абстрактный цветок, но решил, что больше эмоций вызовет знакомый всем человек. Естественно, он должен был быть из Таганрога. Плюс, я выбрал её цитату, которая соответствует моему мировоззрению и несёт определённый посыл. В результате у меня получилось комбо: и красиво, и знакомо, и интересно, и полезно. 

Потрет Чехова на стене жилого дома

— Ваша следующая работа — портрет Антона Павловича Чехова — выполнен на стене жилого дома. Как вам удалось договориться с жителями дома?

— По просьбе председателя ТСЖ этого дома, со мной связался знакомый и предложил продолжить серию работ с портретами знаменитых таганрожцев. Там я и нарисовал портрет Чехова. Работа получилась вирусной, после неё стали приходить коммерческие заказы, в процессе я продолжал учиться рисовать и, по сути, просто работал за себестоимость красок. Но сейчас моё хобби приносит заработок и стало основной работой.

— Что нужно сделать жителям дома, если они хотят, чтобы ваша работа украсила стену их дома? С вами должны связаться представители УК или инициативная группа дома?

— Если у кого-то из жильцов или у того, кто занимается управлением дома возникает идея украсить стену, они обсуждают это на общем собрании дома. Если большинство голосуют “за”, я предлагаю им свои идеи, выслушиваю их пожелания, мы создаём макет будущей работы. ТСЖ или управляющая компания согласовывают эскиз с жильцами и я начинаю выполнять заказ.

— Как вы выбираете тематику своих работ? Есть ли какой-то политический подтекст в ваших работах, портрет Юрия Дудя, выглядит достаточно провокационно для некоторых людей.  

— Дудя я нарисовал год назад, ещё не было каких-то политических волнений. Мало людей, которые к нему нейтрально относятся; отношение к нему либо позитивное, либо негативное. Тогда только началась пандемия, все сидели дома и мне хотелось как-то подбодрить людей. Идея работы была в том, что я задал в Интернете вопрос: “а в чём сила?” Люди присылали свои варианты, чем больше было одинаковых ответов, тем крупнее была надпись. Их я и запечатлел на фоне портрета Дудя. Но прошёл год, история создания работы уже забылась и, на фоне политических волнений, картина приобрела иной посыл.

Портрет Цоя в Богудонии

— А что на счёт портрета Виктора Цоя с надписью “Перемен” в районе Богудонии?

— Моя жена из Белоруссии и, во время митингов в её стране, у меня возникло желание поддержать белорусов. Да и нашему городу нужны какие-то перемены. хочется, чтобы чище стало, культурнее, приятнее. Перемены нужны не только в благоустройстве города, но и в самих людях, в их отношении друг к другу. Но вообще, у меня нет цели провоцировать людей или противостоять власти, стресса и так хватает вокруг, своими работами я хочу вдохновлять и призывать к осознанности. 

— Где, по вашему, проходит грань между стрит-артом и вандализмом?

— Если обратиться к терминологии, стрит-арт — это красивый вандализм, потому что он создаётся несогласованно. Останется работа или её закрасят  — дело случая. Есть такое направление, как урбан-арт, я отношу себя именно к нему. Все мои работы согласованы, они создаются для города. А вандализм — это уже целенаправленная порча, например, любое несогласованное граффити на стене исторического здания. Старинное здание само по себе красивое и туда уже ничего не нужно добавлять.

— Есть ростовская художница, Лида Железняк, которая рисует фрагменты мировых шедевров на стенах зданий и делает это очень красиво,всем нравится. Но есть и те, кто негативно относится к её работам и закрашивают стены, например иллюстрацию к “Тихому Дону” Шолохова. Полосы краски “не в тон” стены — это ведь тоже вандализм?

 — Согласен, все эти разноцветные прямоугольники краски — тоже вандализм. Если рисунок тематически и по цветовой гамме соответствует стилю дома, это намного лучше, чем облезлая стена.

Впоследствии закрашенный портрет Юрия Дудя

— Были ли случаи, когда ваши работы закрашивали?

— Были. Спустя год закрасили портрет Дудя. При этом это были не коммунальщики, это сделал какой-то человек из личной неприязни к персоне блогера. 

— Обидно? Не хотите повторить?

— Да, было жалко. Но повторять не буду, это уже пройденный этап.

 — Над каким проектом сейчас работаете? 

— Уже около месяца рисую Петра Первого в Приморском парке. На самом деле, сперва я пришёл в администрацию парка и предложил нарисовать Виктора Цоя. Эта идея им не понравилась и мне предложили подумать над как-нибудь другим вариантом, который бы соответствовал тематике прка. И тут вспомнил, что давно хотел нарисовать Петра, сделал макет и в администрации города его сразу же одобрили и сейчас я над ним работаю. 

Беседовала Алла Лактионова, фото из архива Антона Тимченко

Похожие записи: