Ларис Зубарева: «Целевые программы и стабильное финансирование – ключ для решения жилищно-коммунальных проблем»
Депутат Ростовской-на-Дону городской Думы по Октябрьскому избирательному округу № 14 Лариса Зубарева – один из самых молодых народных избранников в Думе. Активная жизненная позиция была неотъемлемой чертой её характера с детских лет. Вот и сейчас Лариса Александровна не сидит на месте. Она в курсе всех забот и дел своих избирателей. В период пандемии она продолжала общаться с ними в режиме онлайн, по мере возможности, принимая участие в выездных мероприятиях.
Так февраль стал для депутата очень насыщенным месяцем. Лариса Зубарева приняла участие в ряде мероприятий патриотической направленности, посвящённых 77-й годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков.
Лариса Александровна Зубарева родилась в городе Новочеркасске Ростовской области. В 2005 году окончила Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ-РИНХ), получив квалификация «экономист». С 2001 по 2018 год работала бухгалтером на нескольких предприятиях. С 2018 года является генеральным директором ООО «Союз».
Член комиссии по образованию и культуре Ростовской-на-Дону городской Думы. Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Среди обращений избирателей к депутату Зубаревой регулярно встречаются просьбы помочь разобраться в проблемных вопросах ЖКХ. Лариса Александровна уже имеет большой опыт не только по части решения текущих проблем вроде порывов труб, но и более сложных моментов. Она согласилась ответить на несколько вопросов «Путеводителя по ЖКХ» и проанализировать ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
– Лариса Александровна, какие проблемы ЖКХ, на Ваш взгляд, сейчас стоят особенно остро в Ростове-на-Дону?
– Проблемы у жителей Октябрьского района и города в целом, уверена, схожи. Это неудовлетворительная работа управляющих компаний, низкие темпы капитального ремонта жилых домов, в особенности, в моем округе, сбор и утилизация бытовых отходов. Причины везде самые разные: от низкой платежной дисциплины населения, до просчетов в реализации мусорной реформы, например.
– С какими жалобами по теме ЖКХ за последние месяцы к Вам чаще всего обращались избиратели?
– Ещё в период предвыборной кампании я сформировала программу «Малых дел», куда попали все наказы и обращения граждан, поступившие во время депутатских приемов. Так вот порядка 80 процентов – это проблемы, связанные именно с ЖКХ. В общении с моими коллегами-депутатами мы пришли к выводу, что очень часто сталкиваемся с похожими проблемами – у них та же ситуация в их округах. Стихийные мусорные свалки, сухие ветки, обветшалые детские площадки, капремонт и разбитые дороги – вот топ-5 проблем ЖКХ, которые остаются неизменными на протяжении всего моего депутатского срока.
Мы с коллегами по Думе неоднократно поднимали вопрос о возобновлении финансирования областной программы благоустройства придомовых территорий. Очевидно, что без целевой программы ситуацию кардинально не улучшить. Но не стоит забывать, что существуют и другие ресурсы, которые позволят благоустроить дворы и поставить детские площадки. Я неоднократно уже писала и рассказывала об инициативном бюджетировании. Это федеральный проект Минфина, в котором активно участвуют другие субъекты и муниципалитеты, но почему-то не Ростов. Здесь ключевое слово «инициатива», которая требуется от жителей, а с этим как раз и возникают главные трудности.
– Какие механизмы пришлось задействовать Вам для решения проблем избирателей, как депутату?
– Давайте помнить, что депутат – представитель законодательной ветви власти. Основной механизм в нашей работе – это те решения, которые мы принимаем в Думе. Исполнение их – это уже ответственность администрации города. По моему мнению, только комплексные меры и централизованное финансирование позволяют что-то менять. В этом году, например, мы заложили в бюджет 3,1 миллиарда рублей по разделу жилищно-коммунального хозяйства города. Больше средств выделено только на образование и соцзащиту.
Если вы имеете в виду механизмы при решении частных вопросов, то есть установленная форма депутатского запроса. За прошлый год я отправила не один десяток подобных документов. Если вы думаете, что все они «выстреливают», то это не так. Мне часто приходят отписки, как и рядовым гражданам. В отличие от простых граждан, депутат погружен в проблемы отрасли и может более грамотно и аргументированно изложить проблемы и требования людей. В моей практике нередко приходилось отправлять повторные запросы и использовать личные каналы коммуникации, чтобы добиться результата. Зачастую исполнители знают о существовании проблем, просто у них не хватает ресурсов, чтобы выполнить свои обязанности.
– В чём, на Ваш взгляд, кроются корни проблемы неплатежей населения в сфере ЖКХ?
– Мне кажется, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это низкий достаток части населения, недовольство качеством оказываемых услуг и банальная недобросовестность плательщиков. Пандемия усугубила ситуацию с неплатежами граждан из-за закрытия предприятий и падения доходов. Но, как вы помните, власти пошли навстречу населению и весной объявили мораторий на начисление пени за просрочку коммунальных платежей. Это, на мой взгляд, позволило несколько снять напряженность. И всё же мы должны понимать, что долги никуда не деваются, и кому-то их нужно будет рано или поздно закрывать. То есть это долгосрочная проблема, решение которой ещё впереди.
Беседовала Ольга Смысленко Фото из архива Л. Зубаревой.