Главная / Компетентно / Наталья АЛЕКСЕЕВА: «Проблемы неплатежей населения связаны с пробелами в законах»

Наталья АЛЕКСЕЕВА: «Проблемы неплатежей населения связаны с пробелами в законах»

В чём причина роста неплатежей населения? По-своему ответят  на этот вопрос ресурсники, по-своему – собственники жилья. «Путеводитель по ЖКХ» решил узнать мнение профессионала, обратившись к генеральному директору ООО «УК ЖКХ «АЛЬТЕРНАТИВА» Наталье Алексеевой.

— Наталья Леонидовна, в чём Вы видите причину  актуальнейшей проблемы неплатежей населения?

 – Причин роста неплатежей несколько. Снижение реальных доходов населения плюс масса неурегулированных в законодательстве, а значит, и на практике вопросов, касающихся установления и расчета платежей. Люди не понимают, за что они платят. Причем как раз малообеспеченные слои платят за услуги ЖКХ исправно — чаще не платят обеспеченные люди, которые умеют и могут воспользоваться разными лазейками.

Возьмем, например, общедомовые нужды. Если вы откроете формулу, как они рассчитываются, вы в ней утонете. Хотя, казалось бы, чего проще: показания расходов по дому — 300 кубов воды. Вычли то, что потребили по квартирам — на основании приборов учета. Осталось 12 кубов — на уборку подъезда и полив газонов. Эти 12 кубов пропорционально делятся между всеми жильцами. То же самое по электроэнергии. Но у нас в стране не принято искать легких путей.

— Сегодня УК могут объявить ответственными за очередной кризис неплатежей в ЖКХ…

— Давайте разберемся. Деньги за коммунальные услуги на счета УК напрямую не поступают: УК уже вообще исключены из системы расчетов и контроля  за финансовыми средствами. Расчетные центры производят начисления платежей потребителям. Средства  либо через расчетные центры, либо через транзитные банковские счета поступают напрямую на счета поставщиков ресурсов. При этом за неплатежи населения перед поставщиками ресурсов отвечает УК. Обвинения УК в неплатежах населения — это фактически обвинения третьей стороны, которая не работает с деньгами собственников, даже не может получить из расчетных центров информацию по этим платежам…

Сегодня сфера ЖКХ парализована коллизией между гражданским и жилищным законодательством. На основании ГК управляющие организации вступают в отношениях с водоканалами, теплоснабжающими и  другими коммунальными организациями как потребитель услуг. В соответствии с ГК и в рамках договоров поставки энергоресурсов УК обязаны производить стопроцентную оплату суммы за поставленные ресурсы до 20-го числа каждого месяца.

В соответствии с 354-м Постановлением Правительства России жители могут получать рассрочку при внесении платежей за жилищные и коммунальные услуги (при этом коммунальные услуги составляют до 70–75% от общей суммы платежа). За чей счет рассрочка? За счет УК. При этом УК рассрочка со стороны поставщика ресурсов не предоставляется.

Оплата за теплоснабжение предъявляется в отопительный период по факту поставки тепловой энергии для нужд отопления. Отопительный период длится, в среднем, семь месяцев. На дату окончания отопительного периода УК обязана в полном объеме расплатиться за поставленные ресурсы, то есть оплата должна производиться по 1/7. А в соответствии с правилами, утвержденными 354-м Постановлением, потребителям предоставлено право оплачивать услуги теплоснабжения по 1/12.

— И платят не все.

— Вот именно. Платежи населения не могут быть стопроцентными — есть неплательщики. А управляющие организации, во-первых, не получают своевременной информации о задолженности от ЕИРЦ, во-вторых, не имеют ресурсов, для того чтобы эту задолженность востребовать. Ведь доплаты за сбор задолженности от ресурсоснабжающих организаций они не получают, так как сами по договору поставки ресурсов, заключенному на основании ГК РФ, являются потребителями услуг. Фактически они работают на ресурсоснабжающие организации агентами по сбору задолженности бесплатно.

Например, вода. Если в квартире нет прибора учета воды, и человек там прописан один, он имеет право сегодня платить по нормативу. 354-м Постановлением предусмотрен порядок оплаты по количеству фактически проживающих, а не зарегистрированных. А как установить их количество? Разницу обязана выплачивать УК.

При этом, скажем, в Москве есть четкое указание не начислять жителю более 15% от норматива потребления независимо от того, сколько он потребил воды, и какой расход подтвержден показанием квартирного прибора учета.

Итак, за любые два месяца «в плановом порядке» возникает задолженность УК перед поставщиками услуг, и ресурсоснабжающая организация вправе истребовать эту задолженность в судебном порядке. Сделает она это или нет — ее добрая воля.

Если сделает, у УК будут заблокированы счета, суммы по исполнительному листу станут списываться со счетов управляющей организации в безакцептном порядке. При этом с управляющей компании еще и возьмут деньги за пользование чужими средствами  на основании ГК. А поскольку с весны вводится лицензирование управляющих организаций, жилищная инспекция субъекта федерации, которая будет выдавать лицензии, получит право на основании задолженности отзывать лицензию.

По иску поставщика, УК можно в любой момент объявить несостоятельной, поставить внешнего управляющего, и фирма получит  штраф в 500 тысяч рублей. Одна известная мне компания как раз попала в такую ситуацию.

— Есть еще выполнение работ для собственников по их заказу?

— Здесь тоже все непросто. С нас требуют выполнять работы строго на ту сумму, которая взята с жителей. Например, выделено 13 копеек. Выполнить работу за 12 копеек, то есть сэкономить нельзя. Эту одну копейку вы обязаны собственнику вернуть. Но УК же должны получать свой процент! Если они сэкономили, привлекли инвестиции, почему они не имеют права оставить деньги себе?  Фундаментальная причина кризиса в российском ЖКХ — в неотрегулированном законодательстве. Сфера эта сегодня крайне рискованная и для коммерческой деятельности, и для инвестиций — притом, что по количеству денег, которые в ней аккумулированы, огромна. Это один из самых крупных рынков в стране.

— А как выстроена система ЖКХ за рубежом?

— Там все намного проще, например, в свете поставки коммунальных услуг. Возьмем Германию. Во-первых, владельцев зданий больше, чем владельцев отдельных квартир. В каких-то домах есть счетчики воды и тепла, в каких-то нет — по усмотрению собственника. Созданы сервисные центры для работы с потребителями и поставщиками по расчету коммунальных услуг. Функционируют они по договору с поставщиками услуг.

Сервисные центры централизованно закупают услуги для дальнейшей реализации. При заключении договоров с РСО они получают необходимый дисконт, который позволяет предоставлять скидки добросовестным плательщикам, так называемым вип-клиентам. Как правило, расчет оплаты производится по среднему значению за метр, а потом сумма корректируется исходя из того, что потреблено фактически. При этом собственники или арендаторы квартир очень экономят воду, тепло, электричество и газ, потому что ресурсы достаточно дорогие. Во Франции другая система. Там в каждом подъезде есть консьерж, который ведет компьютерный учет ресурсов, потребленных собственниками или арендаторами квартир и общеподъездного  потребления. И на основании этих расчетов производятся платежи…На мой взгляд, такой подход более логичен.

Элеонора Ефимова, фото Глеба Садова.

Похожие записи: