На рынке недвижимости остаются сильные игроки
Как сегодня выживают в непростых экономических условиях наши зодчие? Об этом интервью с руководителем проектов строительной компании «Неометрия» в Ростове-на-Дону Анатолием Родионовым. По объёмам возводимого жилья компания входит в ТОП-10 застройщиков Краснодарского края и Ростова-на-Дону.
— Пандемия коронавируса и введённые из-за неё ограничения обострили проблему кадров в строительной отрасли. Мигрантов из Средней Азии и Украины стало меньше. Как сегодня решается проблема со строителями?
— Мы восприняли ситуацию с коронавирусом как тест на эффективность и успешно прошли его. Вопрос кадров стоял достаточно остро, но мы дополнительно привлекли российских строителей и стабилизировали ситуацию.
— Как повлияло на работу вашей компании введение эскроу-счётов? Что это дало для будущего владельца жилья и для застройщика?
— Переход на проектное финансирование происходил последовательно. Период был непростым, но мы бросили все силы на то, чтобы он прошёл быстро и безболезненно для бизнеса. Очевидно, у нас получилось. Считаю, что с переходом на эскроу-счета рынок стал более цивилизованным, а покупка жилья — безопасной, что только на пользу и застройщикам, и покупателям.
— Сегодня СК «Неометрия» строит жилые дома на Юге России в Новороссийске, Краснодаре, Сочи и в Ростове-на-Дону. Чем приглянулся юг? Какова специфика строительства жилья на юге и на севере страны? Какие факторы приходиться учитывать? Есть ли планы осваивать другие территории?
— Наша компания из Краснодара и рынок недвижимости юга России нам хорошо знаком. Свои особенности есть у каждого города. Например, в Краснодаре рынок высоко конкурентен, здесь ведётся активное строительство и сохраняется повышенный интерес к новостройкам. Столица Кубани — лидер по обеспеченности постоянного населения жилищным фондом: на одного жителя приходится 36,4 квадратных метров, что значительно выше среднероссийского значения — 26,3 «квадрата» на одного человека. Конечно, мы учитываем эти нюансы при создании наших проектов.
Что касается рынка Ростова-на-Дону, то он наращивает свою инвестиционную привлекательность, здесь представлены более 30 строительных компаний, десять из которых возводят три четверти от всех новостроек Ростова-на-Дону. У строительной компании «Неометрия» с ЖК «Сказка» и 50,8 тыс. квадратных метров — 3 % рынка. Мы входим в ТОП-10 в Ростовской области по объёмам возводимого жилья. Ещё один наш проект в Ростове — сданный в 2019 году ЖК бизнес-класса «Первый».
— У вас очень позитивные названия проектов: «Айвазовский», «Малина», «Облака»… Кто придумывает их названия и какое из предложенных остаётся в конечном счёте? Вы проводите конкурс на лучшее название среди потенциальных собственников жилья или корпоративный конкурс?
— Над названием жилых комплексов мы работаем совместно. Иногда устраиваем конкурс на уровне компании и выбираем самые интересные. Важно, чтобы имя отражало идею, которую мы хотим вложить в сам комплекс.
Например, микрорайон «Южане» в Краснодаре — это комплекс, в котором мы культивируем идею добрососедства. Дома здесь яркие, южные, создают настроение, жители активные и позитивные, для них мы сделали отдельный аккаунт в соцсетях. Это целое сообщество единомышленников. ЖК бизнес-класса «Первый» — это первый проект компании в Ростове-на-Дону.
— Процесс создания жилого комплекса занимает от трёх лет. На что ориентироваться застройщику, чтобы проект к концу строительства был так же востребован, как и в его начале?
— В первую очередь, на качество строительства, комплексный подход к созданию проекта, локацию. Рядом должны быть школы, детсады, развитая инфраструктура. Застройщику необходимо сделать упор на комфорт и удобство будущих жителей. Покупатель предъявляет высокие требования к новому жилью, а девелопер должен отвечать этим требованиям. Так, лицом современных жилых комплексов становятся стильные аккуратные подъезды и удобные места общего пользования (МОП), благоустроенные дворы, понятная навигация на этаже и по территории. Всё, что создает застройщик, должно учитывать потребности клиента и даже предвосхищать их.
— Какое сегодня жильё востребовано на первичным рынке Юга России — комфорт или эконом-класса? Какие новые запросы появились у покупателей жилья?
— В городах, где работает наша строительная компания, мы наблюдаем тенденцию растущего интереса покупателей на жильё комфорт-класса и снижение востребованности стандарт-сегмента. Пандемия повлияла на образ жизни и предпочтения клиентов — появился устойчивый спрос на эргономичные планировки с возможностью организации рабочих мест, а также на объекты с качественным благоустройством и предприятиями сферы услуг в шаговой доступности. Чтобы повысить востребованность своих жилых комплексов в новых условиях, мы постоянно мониторили запросы покупателей, оперативно корректировали планировочные решения и проекты благоустройства. Благодаря этой работе новые проекты уже сейчас пользуются высоким спросом.
— Что в итоге помогает сегодня выживать представителям бизнес-сообщества (крупным предпринимателям) в непростых экономических условиях?
— На рынке недвижимости остаются только сильные игроки, для которых кризис и сложная экономическая обстановка в стране — точка роста, а не проблема.
— Что можете пожелать своим коллегам в День российского предпринимательства?
— От всей души желаю коллегам и партнёрам покорения достижения самых амбициозных целей и благополучия!
Наталья Донская.