Когда нужно навещать родственников на кладбище
Пасха у православных христиан в этом году несколько позднее, чем в прошлом, — 2 мая. С нею связаны свои обычаи.
Пасха, или Светлый праздник (Велик день), — самый главный праздник в христианской религии. В этот день и всю последующую неделю (Светлую седмицу) христиане всех конфессий радуются и приветствуют знакомых словами «Христос воскрес». Вопрос, можно ли верующим ходить на кладбище на Пасху, интересует многих. Православные священники говорят, что этого делать не стоит.
Почему не следует на Пасху поминать усопших
Пасха — это главный праздник христиан всего мира. В этот день происходит торжество жизни над смертью, радость, которую не следует омрачать скорбью о тех, кто уже находится с Господом. Неуместно и неправильно приносить эту радость в место печали, которым является погост, как и скорбеть в этот Великий день, тем более заниматься уборкой. В Пасхальную неделю не работают, в храмах не звучат молитвы об усопших, не служат панихиды, не принято устраивать поминки. А если кто-то умирает в эти дни, служат особое отпевание, где звучат Пасхальные песнопения. Вот почему православные на Пасху и не ходят на кладбище.
Когда после Пасхи посещают кладбище
Часто интересуются, когда именно, в какой день нужно идти на кладбище, до или после Пасхи. Традиционно основным днем поминовения усопших считается Радоница, то есть родительский день (второй вторник после Светлого Воскресения). В этом году такой день наступит 11 мая 2021 года.
Интересно, что, несмотря на довольно скорбную обстановку и грустные раздумья, само слово «Радоница» созвучно «радости». Подобное совпадение не относится к случайным, и оно уж точно не связано с игрой слов.
Если на минуту погрузиться в саму обстановку дня и предшествующих ему событий, можно представить, что усопшие предки, дорогие люди всегда радуются, когда родные посещают их. Ведь недаром ездить и ходить на могилки, обустраивать их, убираться на кладбище, поминать покойных в молитве и милостыне считается нормаль- ной, давно сложившейся традицией.
Память о предках священна в каждом народе, поэтому существует целая культура поминовения — создаются памятники, проводятся вечера, на которые собираются близкие. А нередко в честь знаменитых усопших даже устраивают мероприятия, носящие их имя. Именно благодаря этому ушедший человек как будто оживает, и его присутствие почти ощущается рядом с нами.
Когда следует поминать усопших
В православии существуют службы особого (сугубого) поминовения умерших близких людей. Такими днями являются Родительские субботы, три из них специально предназначены для поминовения в дни Великого поста. Накануне в пятницу проходит служба, где священник вычитывает 17-ю кафизму (заупокойную) из Псалтири, за чем следует особый канон. Утром служится литургия, на которой поминают усопших, пишут записки об упокоении (только крещеных православных христиан, не самоубийц), носят в церковь сладости, хлеб, масло, другие продукты в память об умерших родственниках. После литургии служат панихиду, где идёт обязательная молитва об упокоении всех младенцев, воинов и всех православных христиан. А затем ходят на кладбище, убираются там после зимы.
Поминовения по умершим церковь совершает в каждую субботу во время 2, 3 и 4 недели Великого поста (он длится до самой Пасхи).
О посещении: позиция церкви
Официальная точка зрения православной церкви созвучна мнению, описанному выше. Действительно, когда идет светлая седмица (неделя после Пасхи), идти на могилы не стоит.
В самом визите нет никакого греха, однако человеку лучше поберечь свои эмоции от лишних потрясений. Особенно это важно для пожилых людей, которые, возможно, потеряли детей. А ещё — для тех, кто понес утрату совсем недавно.
В такие нелёгкие минуты можно просто не сдержаться, и тогда расстройство, слёзы, вполне понятная скорбь нахлынут на ещё не окрепшее сердце. В то же время интуитивно понятно, что и сама Пасха, и неделя после неё — это дни светлые, когда верующие отмечают победу жизни над смертью благодаря бесконечно драгоценной жертве Христа.
Пасха, без сомнения, — главный церковный праздник. Она и является основой веры миллиардов людей на нашей планете. Воскресение Спасителя — лучшее доказательство существования жизни после смерти. А ещё это дар всем живущим, которые в любой момент могут попросить прощения за свои грехи. И они непременно будут услышаны.
Поэтому предпочтительно пойти на кладбище всё-таки либо перед праздником, либо после него, на Радоницу. Но в крайних случаях допустимо посещение и в светлую седмицу (а вот на Пасху, коне но, совсем нежелательно).
Только стоит иметь в виду, что до родительского дня священнослужители не смогут отслужить панихиду: это запрещает церковный устав.
Прежде всего — молитва
Ещё более важно — прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения всё равно совершаются — пусть даже и не Литургии, а только панихиды. А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память и Бога.
Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Такого быть не должно. Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счёту, — явное отвержение Евангельских норм.
С точки зрения священнослужителей, людьми руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить. С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут пьём, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо.
А ведь главное на Радоницу — это помянуть, то есть помолиться о почивших, а не насытиться и упиться. Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.
По материалам сайта zavedeno.com
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля в день Радоницы напомнил верующим о поминовении усопших:
— Церковное поминовение усопших отличается от любой другой человеческой памяти, потому что мы не вспоминаем умерших, а мы вместе с живыми, там, на небесах, присутствующими, разделяем радость Святой Пасхи; мы христосуемся с теми, кого сменили на очень краткий период земной жизни. Мы вместе с ними прославляем Воскресшего Христа Спасителя, утверждая великую силу, явленную Божественной любовью к роду человеческому через жизнь, смерть и Воскресение Спасителя.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси