Сергей Сидаш: «Для успешного решения поставленных задач необходимо объединение усилий власти, бизнеса и общества»
C нового года Ростовская область перейдет на новую систему обращения с бытовыми отходами. И чем ближе этот срок, тем больше у администраций муниципальных образований накапливается вопросов к ее функционированию, ведь они несут большую ответственность за реализацию столь масштабной программы.
В начале октября на площадке ростовского Конгресс-отеля «Дон Плаза» состоялось расширенное заседание по данной теме. В мероприятии приняли участие заместитель губернатора Ростовской области Сергей Сидаш, министр ЖКХ РО Андрей Майер, главы муниипальных образований области, специалисты и эксперты жилищно-коммунального хозяйства.
На заседании поднимались вопросы, связанные с ценообразованием, организацией сбора, вывоза и утилизации ТКО, взаимодействия участников системы, рекультивации свалок и несанкционированных мусорных очагов.
Заместитель губернатора Сергей Сидаш в своем выступлении отметил, что времени осталось мало и необходимо сосредоточиться на выполнении поставленных задач.
— В Ростовской области, как в целом по стране, в настоящее время происходит внедрение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Сроки ее запуска переносились дважды. Больше отсрочек не будет. Пути назад нет. Новая система обращения с отходами должна заработать на полную мощность с 1 января 2019 года, — подчеркнул Сергей Сидаш.
По его словам, основным нормативным правовым актом, регулирующим данную сферу правоотношений, является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, заместитель губернатора отметил, что как на федеральном, так и на региональном уровне принимается сейчас большое количество нормативных актов, призванных обеспечить работу данной сферы. Ростовская область как субъект Федерации реализовала свои полномочия и теперь является главным организатором всей деятельности обращения с ТКО.
— Изменился подход к ценообразованию в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Так, Постановлением Правительства РФ от 25.07.2018 №867 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами» установлено, что в случае если регулируемая организация производит захоронение ТКО, осуществляет их переработку с использованием объектов обработки твердых коммунальных отходов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку ТКО для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифа на их захоронение, — добавил Сергей Борисович.
Также он рассказал, что совершенствуется порядок заключения договора с региональными операторами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В частности, установлено требование, в котором прописано, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения об организации деятельности по
обращению с ТКО извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами. В том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в Интернете, а также в средствах массовой информации.
Со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» с применением нормативов накопления ТКО.
Вступает в силу норма о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.
Информация о деятельности организаций в сфере обращения с ТКО подлежит раскрытию в Федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования» (ФГИС «ЕИАС»).
— Что касается тарифов. В 2018 году снижены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности. Постановлением Правительства РФ №758 предусмотрено поэтапное повышение платы в течение 7 лет.
Данная мера вводится в целях снижения нагрузки по оплате потребителями услуг по обращению с ТКО в рамках единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами. В связи с чем РСТ пересмотрело свои решения об установлении предельных тарифов в области обращения с ТКО, — сказал Сергей Сидаш.
Кроме этого, он отметил, что Минстроем России разработан проект постановления Правительства РФ, предусматривающий возложение обязанности за установку и содержание контейнеров и бункеров на регионального оператора, с учетом отражения соответствующих затрат в едином тарифе регионального оператора.
Согласно проекту постановления, расходы на приобретение контейнеров и их содержание определяются в размере 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Также в связи с переходом на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в жилищное законодательство был внесен ряд существенных изменений, касающихся выделения платы за услугу по обращению с ТКО в самостоятельную коммунальную услугу, которая предоставляется с момента установления единого тарифа на услугу регионального оператора.
Порядок заключения договоров и оплаты коммунальной услуги за обращение с твердыми коммунальными отходами для населения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием
сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Текст типового договора установлен Правительством РФ.
На услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, как и любую другую коммунальную услугу, распространяются льготы для граждан, предусмотренные законодательством.
Предельные индексы в муниципальных образованиях Ростовской области ежегодно утверждаются распоряжением губернатора Ростовской области не позднее 15 ноября.
В 2019 году плата граждан за обращение с твердыми коммунальными отходами в указанных предельных индексах не учитывается в связи тем, что она не входила в структуры платы за коммунальные услуги и не участвовала в расчете — данная услуга гражданам ранее не оказывалась.
— В переходный на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами период к полномочиям органов местного самоуправления было отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
— Однако с 1 января 2019 года законодательный подход к функции органов местного самоуправления в этой сфере существенно изменится. Функции организационного характера перейдут в сферу исполнительного, подразумевающего активное и непосредственное участие в реализации полномочий по обращению с ТКО, — подчеркнул Сергей Сидаш. — В рамках реализации данных полномочий Правительством РФ утверждены правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Для разъяснения вопроса о том, на кого возложена обязанность по приобретению, установке и обслуживанию контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в Минстрой России был направлен запрос. В ответе федерального профильного министерства сказано, что действующим законодательством вопрос об обязанности по приобретению, установке и обслуживанию контейнеров не урегулирован. Также не предусмотрено включение в понятие «содержание контейнерных площадок» приобретение контейнеров. На практике контейнеры приобретаются, устанавливаются и обслуживаются операторами по обращению с ТКО, осуществляющими транспортирование ТКО (что, в первую очередь, обусловлено используемыми мусоровозами для их транспортировки), собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО. В целях решения возникшей проблемы Минстроем России в инициативном порядке разработан проект постановления Правительства РФ, предусматривающий возложение обязанности за установку и содержание контейнеров и бункеров на регионального оператора по обращению с ТКО, с учетом отражения соответствующих затрат в едином тарифе регионального оператора. Проект постановления в установленном порядке внесен в Правительство РФ. Ориентировочный срок принятия проекта постановления — октябрь 2018 года.
— Для успешного достижения поставленных задач необходима стопроцентная отдача от всех участников правоотношений, объединение усилий власти, бизнеса и общества, — сказал Сергей Сидаш.
Также на заседании с докладом выступил министр ЖКХ РО Андрей Маер. Он подробно рассказал о функционировании системы обращения с ТКО, о том, что уже удалось и что еще
предстоит сделать региону, чтобы вовремя запустить новую систему, а также о проблемах, которые возникли в нескольких субъектах региона с выделением земельных участков под полигоны. Андрей Майер более подробно остановился на готовности каждого отдельного МЭОК (в РО их восемь. — Прим.ред.) и на работе с населением области в плане информирования.
— Насколько люди воспримут новшество? Это во многом зависит от грамотного информирования населения. Законодатели в этом вопросе рассчитывают не только на силу убеждения муниципалитетов. Сейчас в Правительстве РФ рассматривается вопрос о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ о наказании за отсутствие договоров с регоператорами, — сказал Андрей Федорович. — До каждого жителя области необходимо донести, что ответственность, в том числе и финансовая, за произведенный мусор лежит на всех нас.
Министр ЖКХ РО также добавил, что региональными операторами разработаны медиапланы и графики рабочих встреч с представителями администраций поселений, общественности и населением, которые будут доведены до всех глав муниципальных образований. Министерством направлены обращения, и муниципалитетам необходимо было сформировать перечни поселений для организации зональных информационных встреч с активом и жителями населенных пунктов.
Затем участники мероприятия задавали докладчикам вопросы, многие из которых касались земельных участков под полигоны и организации схем вывоза мусора.
Ольга Молоткова