ГОРОДСКАЯ КОМФОРТНАЯ СРЕДА: ДИАЛОГ ВЛАСТИ И ГОРОЖАН
В настоящее время формирование современной комфортной городской среды приобретает особое социально-экономическое значение и выдвинуто администрацией города Ростова-на-Дону в число приоритетных и масштабных задач. При этом, совместная работа городской власти и Общественной палаты города предусматривает развитие принципиально новых подходов к организации комплексного благоустройства городских территорий на основе широкого участия населения в проектах благоустройства общественных пространств, парков, скверов, дворовых территорий.
Проблемы и вопросы такого взаимодействия неоднократно рассматривались на совместных заседаниях по развитию жилищно-коммунального сектора при участии главы администрации Ростова Алексея Логвиненко, директора городского департамента ЖКХ и энергетики Максима Неснова, первого заместителя председателя Общественной палаты города Сергея Гайдука и заместителя председателя Общественной Палаты Акопа Алексаньяна.
ЖКХ ГОРОДА – ИНДИКАТОР САМОЧУВСТВИЯ ЖИТЕЛЕЙ
Общественная палата проводит активную работу по формированию комфортной городской среды. Как сообщил Сергей Валентинович Гайдук, общественное участие горожан в формировании комфортной городской среды – одно из приоритетных направлений деятельности Общественной палаты города. Дополнительным импульсом к расширению и вовлечению ростовчан в решение вопросов городского хозяйства послужит и утвержденный Минстроем России «Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды». Его цель – сформировать наиболее удобные форматы работы городской власти и общественности. В нём даны более 20 различных форматов работы. Это фокус-группы и интервью, воркшопы и лекции, инициативное бюджетирование, частно-государственное партнерство и другие варианты.
«Пилотное внедрение стандарта и участие в этой работе членов Общественной палаты у нас в городе показало, что активным гражданам предстоит более широко вовлекать жителей в работу по благоустройству города, а муниципальным чиновникам – научиться работать с общественным мнением, учитывать его в своей работе, – убеждён первый заместитель председателя Общественной палаты города Сергей Гайдук. — Сегодня жилищно-коммунальный комплекс города можно смело назвать индикатором самочувствия его жителей. Активизация форм и механизмов участия людей в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства – знак нашего времени, позволяющий высветить проблемы городского хозяйства».
ЛИЦО РЕФОРМЫ – КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Одной из главных задач реформирования системы ЖКХ явилась так называемая «мусорная реформа», изменившая модель вывоза и размещения мусорных отходов. Реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами начинается с наличия и состояния контейнерных площадок. Без преувеличения можно сказать, что это – лицо реформы!
«И здесь запрос горожан таков, что они должны быть удобными в обслуживании и иметь соответствующий внешний облик, соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, – считает Сергей Валентинович, – Должно быть бетонное или асфальтовое покрытие, удобное для выкатывания контейнеров к мусоровозам, а также для удобства подъезда к контейнерам маломобильных групп населения, ограждение с трех сторон зеленого цвета, ограничение бордюром и зелеными насаждениями, кустарниками по периметру, подъездной путь для автотранспорта, крышу для минимизации попадания атмосферных осадков».
По его мнению, запрос горожан – сформировать единый стандарт контейнерной площадки. С определением мест размещения площадок с учетом загрузки и выгрузки, в соответствии с единым стилем и определением оптимальной конструкции, рассмотрением (с учетом затратной части) поэтапной реализации Программы размещения контейнерных площадок на территории города. При этом важно использовать механизм не только муниципального и регионального финансирования, но и частно-государственного партнерства.
ПОМОЖЕТ ЕДИНАЯ ДИРЕКЦИЯ ПАРКОВ
Обустройству публичных пространств, озеленению донской столицы, особенно в последнее время, уделяется повышенное внимание. Это одна из главных задач формирования комфортной городской среды. И природно-экологический каркас, как основной элемент общественного пространства города включает в себя различные по своему функциональному назначению озелененные пространств. К ним относятся скверы, парки, озелененные территории учреждений и организаций, элементы исторического озеленения на территории объектов культурного наследия, к примеру, парк имени Горького, территории пойменных ландшафтов… Вместе с тем различные по назначению эти объекты нуждаются в постоянном обслуживании и восполнении природного потенциала.
Сергей Гайдук поднимает важную проблему: в условиях, когда на территории города работает программа обустройства общественных пространств, парки и скверы по вопросам благоустройства закреплены за управлениями ЖКХ районов, а функционально подчиняются управлению культуры города. «Учитывая опыт других городов, было бы целесообразно объединить кадровые и материальные ресурсы этих структур и создать Единую дирекцию парков города, – говорит он. – Создание единой структуры позволило бы реализовывать долгосрочные комплексные программы развития парков города. В уже сложившейся городской структуре сложно создавать новые зеленые массивы и зоны отдыха. Но успешно восполнять природоохранный пояс города и развивать систему озеленения, можно реализовав принцип компенсационного озеленения. Причем, компенсационное озеленение должно производится в местах уничтоженной древесно-кустарниковой растительности с превышением на 30% и контролироваться до их полной приживаемости».
КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО!
Что же необходимо для успешного реформирования ЖКХ? По словам заместителя председателя Общественной палаты, г. Ростова-на-Дону Акопа Алексаньяна, успешно продвигаться в реализации реформы ЖКХ, мы сможем тогда, когда расширим общественное участие в ней горожан. И, территориально — общественное самоуправление как активная информационная коммуникация в формировании комфортной городской среды, должна быть включена в эту работу. ТОСы как самоорганизация граждан по месту жительства, может стимулировать социальную ответственность и общение жителей города по вопросам насущных потребностей и запросов граждан относительно характера использования территории, ее озеленения и благоустройства.
«И это показал процесс реализации проектов инициативного бюджетирования на территории города. Здесь можно привести наш опыт со сквером Лермонтова. Вместе с тем, существующий порядок выдвижения инициативы на собраниях граждан, проводимых в порядке, установленном решением Городской Думы № 84 от 21 января 2005 года, требует регламентации более простого способа выдвижения инициативы, – говорит Акоп Валерьевич. – И для горожан, объединенных в ТОСы, была бы интересна живая интерактивная информация о процессах, происходящих в городе и районах. Она должна предоставлять не только текущую и оперативную информацию о состоянии в жилищно-коммунальной сфере, источниках ее финансирования и прожектов, но и обязательно давать обратную связь».
И добавляет: «Мы считаем необходимым, создание информационной системы учета потребностей жителей района, с определением сроков и порядка их реализации, а также сведения районных в общегородскую инфосистему. Учитывая актуальность освещенных вопросов, считаем необходимым в «Правилах благоустройства города» предусмотреть вопросы озеленения, в том числе компенсационных посадок, размещения контейнерных площадок с учетом новых санитарных правил и запросов населения, а также обустройства общественных пространств, как на этапе размещения, так и контроля за их использованием».
ИНИЦИАТИВЫ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ
Сразу несколько инициатив подготовлены Общественной палатой Ростова-на-Дону в формировании городской комфортной среды. Это инициатива о приведении в соответствие с ГОСТОм на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия — произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства «Проекта реставрации, ремонта и приспособления объекта культурного наследия» Парк имени Горького». Также это инициативы о размещении общественных туалетов в городе, о моратории на размещение объектов нестационарной торговой сети на территории исторического центра города, о восстановлении исторической застройки в городе, об оптимизации работы городского портала «Активный ростовчанин» и «Благоустройство», о создании системы адаптивной верховой езды.
Кто сегодня должен отвечать за комфорт городской среды? В Общественной палате города уверены: это власть, горожане и бизнес.
Константин Кухаренко
Фото из архива Общественной палаты города.