магазины3.2

Магазин внутри дома: жители Дона лишатся удобств или проблем?

Еще 13 февраля этого года Президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности
для обсуждения национального проекта «Жилье и городская среда» заметил, что «нужно относиться в высшей степени аккуратно»
к размещению коммерческих объектов в многоквартирных домах. «Очень острый вопрос» ,как назвал тему тогда глава государства,
теперь должен обрести реальное решение на законодательном уровне.

По сути, система фильтрации возможных и недопустимых на территории многоквартирного дома коммерческих организаций сейчас находится в ведении муниципалитетов. С другой стороны, трудно помешать собственнику квартиры на первом этаже перевести ее в статус коммерческой недвижимости и открыть здесь же офис или магазин. Во многих домах нового фонда по плану строительства определенные площади изначально отведены коммерческим объектам. Жители домов традиционно делятся на две категории. Аргументы первых разные: доступность продуктов питания и бытовой химии, финансовые вложения местных организаций в ремонт и обслуживание дома, а также придомовой территории, установка камер наблюдения, расширение парковки, близость необходимых коммерческих услуг. В общем и целом, позицию противоположного фронта можно свести к двум тезисам: нарушение комфорта и ускоренный износ общего имущества дома. Совершенно полярный опыт размещения объектов коммерции в жилых домах подтверждают и руководители крупных управляющих компаний.

2019-05-17_16-54-44

— ООО «Жилищник» обслуживает многоквартирные дома в Ленинском, Советском и Железнодорожном районах. Есть примеры как прекрасного сосуществования, так и отрицательные, даже если мы говорим об одном доме. Когда нежилое помещение оборудовано отдельным входом, не мешает жизни и отдыху жителей, то собственники чаще не против такого соседства, стоит отметить также, что владельцы данных помещений активно участвуют в жизни дома. А есть и обратная сторона, когда коммерсанты ведут себя как отдельная часть дома, всячески мешают жителям: проводят шумные работы, открывают точки общепита, мусорят. Жители таких домов обивают пороги всех инстанций с целью закрытия таких предприятий, — делится опытом директор управляющей организации Игорь Заханевич.

магазины3

В законном порядке
Для собственников важно знать основной перечень документов федерального масштаба, которые регламентируют работу объектов торговли и оказания услуг, расположенных в многоквартирных домах. Как пояснил «Путеводителю» вице-президент Адвокатской палаты Ростовской области ГургенМхчиян, это ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», «Градостроительный кодекс Российской Федерации» и Приказ Минпромторга России «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015—2016 годы и период до 2020 года». Опираясь именно на данные документы, жители могут юридически обосновать ликвидацию точки торговли и оказания услуг в своем многоквартирном доме. Самые распространенные проблемы жителей прокомментировали в Департаменте потребительского рынка Ростовской области.

— Нарушение тишины и покоя граждан после 23 часов, а также общественного порядка на прилегающей территории предприятия и собственно многоквартирного дома в целом. В данном случае в большинстве своем речь идет о предприятиях, оказывающих услуги общественного питания, а также о предприятиях, реализующих алкогольную продукцию. На сегодняшний день для предприятий общественного питания существует ряд ограничений. Например, число посадочных мест не должно превышать 50, площадь объекта должна быть не более 250 квадратных метров, в заведении не должно быть музыкального сопровождения, а также предприятие не должно оказывать вредного воздействия на человека, — комментирует Ирина Теларова, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области.
С точки зрения бизнеса
Ростовская область традиционно стремится к лидерству в промышленном секторе, производстве сельскохозяйственной продукции и ее переработке. Объем валового регионального продукта за минувший год по сравнению с 2017 вырос почти на 1,5 процента. Понятно, что бизнесу нужны стабильные рынки сбыта. Есть спрос — будут и предложения. Потребительский рынок области ответил промышленному активным ростом. Объем оборота розничной торговли в 2018 году прибавил к прошлому показателю более чем 3 процента и составил почти 921 миллиард рублей. В том числе эта сумма формирует бюджеты разных уровней, что повышает качество жизни в Донском регионе. Инициатива с ограничением объектов сферы торговли и оказания услуг в многоквартирных домах может негативно сказаться на бизнесе разного уровня.

2019-05-17_16-55-13
— Я уверен, что большинство игроков продовольственного рынка имеют точки продаж, размещенные в многоквартирных домах, причем этот факт не зависит от масштабов ретейлера: будь это один магазин, областная или федеральная сеть. В нашем случае доля таких объектов достигает 80%. Могу отметить, что в сфере торговли товарами продовольственного назначения рынок Ростова-на-Дону имеет один из самых высоких уровней конкуренции среди городов-миллионников. В топ потребительских ожиданий от продовольственного магазина входит не только цена и качество продуктов, но и шаговая доступность торговой точки, проще говоря, это «магазин у дома», а лучше прямо в нем. Если ужесточения со стороны федерального законодательства будут кардинальными, боюсь, многие игроки рынка потеряют свои позиции или вовсе окажутся на грани банкротства, — делится своим мнением Дмитрий Минин, директор торговой сети магазинов «Апекс».

2019-05-17_16-55-32
— Сеть супермаркетов «Солнечный круг» является ключевым локальным игроком на розничном рынке г. Ростова-на-Дону. Наши магазины — как раз формат «у дома», сам смысл этого формата — предложить покупателям широкий ассортимент товаров первой необходимости в шаговой доступности. Из девятнадцати наших супермаркетов— два находятся на первых этажах жилых многоквартирных домов. Мы осуществляем свою деятельность в соответствии с российским и региональным законодательством. Поддерживаем инфраструктуру и здание в должном порядке, участвуем в капитальном ремонте зданий, вывозим мусор, платим за услуги ЖКХ. Да, безусловно, магазин на первом этаже вызывает беспокойство у жильцов. Но при разумном хозяйствовании вред от супермаркета минимален: у нас грамотная шумоизоляция, входы в магазины находятся максимально далеко от дворов, и только несколько грузовых автомобилей средней и малой вместимости 1—2 раза в неделю обеспечивают магазин товаром, причем наши парковки находятся не на общей с другими собственниками территории. А польза от таких локаций перевешивает: свежие хлеб, молоко, фрукты, овощи всегда можно купить рядом с домом, — делится своим опытом Александр Киреенков, генеральный директор ООО «Солнечный круг».
Департамент потребительского рынка области рассматривает инициативу как механизм влияния исключительно на предприятия, нарушающие текущее законодательство. Но при этом делится своим взглядом, если ужесточение требований коснется уже существующих точек продаж и оказания услуг.
— Следует отметить, что интеграция потребительского рынка в городское хозяйство происходит в течение нескольких десятков лет. Размещение объектов торговли, общественного питания и бытовых услуг на первых этажах многоквартирных домов осуществлялось и в период СССР. Важно, что в случае закрытия уже существующих предприятий или ограничения открытия новых заведений в жилых домах есть вероятность снижения конкуренции среди хозяйствующих субъектов, что может привести к росту цен на товары и услуги, — рассказывает «Путеводителю» Ирина Теларова, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области.

Особенная сфера
Ограничение продажи алкоголя в жилых районах и точках общепита, повышения возраста покупателя «крепких» напитков до 21 года к этому, возможно, придется привыкнуть обычным потребителям. С другой стороны, профильная группа Госсовета также предлагает ввести дополнительные налоги для бизнеса, занимающегося продажей товаров, «оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье населения». Борьба за здоровье нации имеет не только положительные последствия, уверены донские чиновники.
— Сокращение количества лицензированных объектов торговли имеет ряд негативных последствий, в том числе сокращение объемов реализуемой легальной алкогольной продукции, увеличение оборота контрафактной, — комментирует Ирина Теларова, директор Департамента потребительского рынка Ростовской области.
То есть на смену магазинам могут прийти соседи, которые займутся не легальной продажей горячительного собственного производства, или подпольные цехи, что для большинства жителей многоквартирных домов станет сомнительной альтернативой официальной торговой точке.

А дальше?
При сокращении количества «магазинов у дома» пострадают прежде всего незащищенные категории граждан: пенсионеры, многодетные семьи, малообеспеченные люди. У них не всегда есть возможность воспользоваться личным или общественным транспортом, добравшись до отдельно стоящего магазина в удалении от места жительства. Пока ясно, что от подобной инициативы напрямую выигрывают только федеральные торговые сети, которые уже давно нашли средства на постройку гипермаркетов в удалении от жилых массивов

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *