Главная / Наши инициативы / Константин Николаев: «Родина начинается с подъезда»

Константин Николаев: «Родина начинается с подъезда»

Текущий ремонт в многоквартирном доме можно проводить по-разному. Вместо разбитого стекла двери набить криво-косо кусок ДВП, а можно вставить витражное стекло. В первом случае мы скажем: «ТСЖ сэкономило…», во втором: «Хозяин делал!»

Ростовский художник Константин Николаев попробовал ситуацию изменить. Сделал это по-своему красиво и дерзко. За свои деньги превратил подъезд панельной десятиэтажки в достопримечательность донской столицы. Мастер собственноручно убрал со стен уныло-зеленую краску, выровнял поверхности, окрасил их в пастельные тона, где-то использовал декоративную штукатурку. Затем развесил в красивых рамах свои картины, украсил стены барельефами и панно, на потолках разместил красочные фрески, лепнину, на сером цементном полу уложил плитку с узорами. Таблички с номерами этажей сделал в виде вымпелов. Лестничные перила, дверные ручки, зеркала оформил коваными элементами. Впечатление такое, что находишься в арт-салоне, а не в жилом доме.

Теперь сюда ходят как на экскурсию. Кругом чистота, ни соринки, ни почеркушки, на окнах цветы. Люди фотографируются на фоне картин, фресок, барельефных изображений. Соцсети, в которых выставлены фото чудо-подъезда, пестрят хвалебными откликами: «Вот так и надо мир вокруг себя менять, а не бухтеть», «Мечтаю о том, что таких людей, как этот Николаев, у нас станет большинство. То есть не тех, кто склочничает по кухням или обличает по площадям, а просто тех, кто берет в руки какой-никакой инструмент и жизнь вокруг себя улучшает, созидает, строит, украшает. Услышавшему меня творцу — отдельное сердечное спасибо». «Хочу жить в таком же подъезде! Художник, переезжай в наш дом».

Константин Николаев

Что подвигло мастера на такой подвиг? Константин Николаев рассказывает, как в 2001-м году въехал в новый дом. Его творческую натуру удручали недоделки строителей, невзрачные лестничные пролеты. Сделав «конфетку» из собственной квартиры, решил подремонтировать пол и стены на своем этаже. Дальше — больше, охватил другие этажи. Когда штукатурил стены, соседи подбадривали, даже предлагали небольшие деньги, а когда укладывал напольную плитку, уже смотрели с недоумением. Богач живет в панельке? Чудак? Не обращая внимания на пересуды, художник продолжал задуманное, украшал двери лифта, делал росписи на штукатурке. Иногда декоратор перебарщивал с деталями, но эклектика позволяет такие вольности. Собственно, ростовские купцы в позапрошлом веке также смешивали архитектурные стили, украшая свои особняки и доходные дома. Народ восхищался, ТСЖ не противилось благоустройству, но и не спешило помогать материально.

Слух об арт-объекте Николаева распространялся быстро. К нему стали обращаться за опытом инициативные граждане из других районов города, для желающих он проводил мастер-классы по благоустройству подъезда, а потом и прилегающей территории. Разбил клумбу, оградив ее камнями, посадил цветы, замазал щели на внешней стороне дома, пририсовал здесь забавного кота. В общем, расширил свою подвижническую деятельность, за что не раз становился героем газетных публикаций и телесюжетов. Он — единственный ростовчанин, о котором написали в журнале «Русский Newsweek». Британский журналист после знакомства с Ростовом отметил две изюминки южного города — Парамоновские склады и николаевский подъезд. Ему приятно, когда его узнают. Греет душу медаль «За заслуги перед Ростовом», благодарственные письма от Законодательного собрания Ростовской области и главы Администрации Ростова-на-Дону, от партии «Единая Россия».

Но если есть бочка меда, найдутся и ложки дегтя. Благодаря красивому подъезду дом на ул. Добровольского, 8/3 стал лучшим среди домов ТСЖ и ЖСК в 2008 году. Но именно в этот год ТСЖ подало заявление в суд за самоуправство Николаева с требованием вернуть подъезду первоначальный вид. У ТСЖ нашелся повод для судебного разбирательства. Вдруг выяснилось, что Николаев нарушил права собственников. По жилищному законодательству, необходимо было оформить поддержку простого большинства собственников дома. «Он этого не сделал. Вот пусть купит свой дом и украшает его, как хочет», — такой был вывод противников, а скорее всего, завистников художника. Николаев кипятился: «Это ж сколько времени мне понадобится, чтобы обойти соседей из трех подъездов! Надо учитывать людскую инертность, кому-то лень открыть дверь и вникнуть в суть дела, многие хозяева сдают свои квартиры и в глаза не видят свою собственность, наплевать на все — лишь бы плата шла, да и выловить их для голосования достаточно сложно».

Однако суд он выиграл, соседи приняли его сторону. Но не все. И с тех пор продолжается противостояние двух группировок. Дом время от времени сотрясают скандалы и суды. Недавно жилец соседнего подъезда каким-то острым предметом пробороздил его картины.

Николаев не сдается. Почему бы не прописать конкретнее в Жилищном кодексе права собственников подъезда? Разве мог предположить законодатель, что найдется человек, желающий за свои деньги уложить красивую плитку в подъезде? Времена меняются, людям надоело жить в убогости, значит, законодательство следует менять. Нет в общегородском конкурсе номинаций «Лучший подъезд», «Инициативный горожанин», и он обращается к властям с предложением ввести эти номинации. Тогда смогут посоревноваться не только представители организаций, жильцы частного сектора, но и жители многоквартирных домов, которые не меньше других заинтересованы в улучшении качества жизни горожан.

Он действует как активный гражданин и горд этим. «Я искренне полагаю, что любовь к Родине начинается с подъезда. Моя миссия — донести эту мысль до россиян, быть примером для подражания, вдохновить как можно больше людей на перемены вокруг себя. Поэтому стремлюсь внести эстетику в свою жизнь и окружающих». Николаев считает, что властям всех уровней нужно находить неравнодушных людей, добровольцев, волонтеров, поддерживать их инициативы и старания. И он прав, нельзя терять такое количество уникальной человеческой энергии. Тогда мир вокруг начнет меняться быстрее.

Осознать себя хозяином непросто. Удобнее, вроде, перепоручать кому-то управление своим добром. Люди делают евроремонты, наводят блеск в своих квартирах, а выйдя за порог, не знают, куда деть глаза от грязи, разрухи, выломанных дверей, разбитых плафонов. Мы понимаем, что за порогом нашей квартиры находится тоже наша собственность, общая, но в то же время влиять на наше общее имущество мы не всегда можем, не готовы, не знаем как. Мы доверяем управлять нашей собственностью ТСЖ, управляющим компаниям, а их надо проверять да проверять, и поймать за руку, если что не так, хлопотно. Вот и имеем полуразрушенные, в лучшем случае чистые и безликие «места общего пользования». Обидно, что мы сами оплачиваем и отсутствие ремонта, и ремонт силами художников, и «поддержание первоначального вида» силами ТСЖ или УК: плата за текущий ремонт включается в состав платы за содержание жилого помещения (ст. 154 ЖК РФ).

Ольга Масленникова

Похожие записи: