Асташев1

За срыв проверок — исключение из реестра лицензий

Жители России уже привыкли к тому, что все изменения в законодательстве, как правило, вступают в силу с нового года. 2018 год не стал исключением. С 1 января произошли ключевые изменения в нормативно-правовых актах, которые касаются различных областей экономики и хозяйственной деятельности государства.

В Жилищном кодексе также появились поправки, новые статьи и нормативы.

Об этом на брифинге в пресс-центре «Дон-Медиа» рассказал ростовским СМИ руководитель ГЖИ РО Павел Асташев.

Павел Владимирович остановился на законодательных инициативах, которые были предложены ГЖИ РО и поддержаны депутатами Государственной Думы. Речь идет о решении проблемных вопросов при переходе многоквартирных домов от одной управляющей компании к другой.

Так, например, при переходе многоквартирного дома от одной управляющей компании к другой квитанции присылали жильцам обе управляющие организации. Прежняя УК их выставляла, так как дом продолжал находиться в ее лицензии, «новая» — начинала выставлять квитанции с момента заключения договора с собственниками помещений в доме.

Только в 2017 году в ГЖИ поступило 279 обращений от собственников жилья МКД области по вопросу выставления квитанций на оплату одновременно от двух управляющих организаций.

Госжилинспекцией области в прошлом году было приостановлено рассмотрение 385 заявлений о внесении изменений в реестр лицензий в связи с тем, что сведения о доме уже содержались в лицензии другой управляющей компании.

Теперь, с учетом изменений, внесенных в ЖК РФ, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом только с даты внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (ранее было — с даты, указанной в договоре управления).

Новая норма жилищного законодательства позволяет исключить возможность выставления «двойных» квитанций.

По словам Павла Асташева, это еще не все законодательные инициативы ГЖИ Ростовской области, которые были подготовлены и предложены на рассмотрение депутатов. Всего в 2017 году их было три.

Следующая инициатива ГЖИ РО была направлена на повышение ответственности управляющих компаний за срыв или уклонение от проверок жилищного надзора, проводимых по жалобам граждан на нарушения при управлении многоквартирным домом.

— Штраф за уклонение или срыв проверки ГЖИ для юридических лиц составляет от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (при повторном совершении — до 100 тыс. рублей). Поэтому, чтобы не платить более крупный штраф за нарушение лицензионных требований, выявленных в ходе проверок к исполнению обязанностей по договору управления, который исчисляется в размере 250–300 тыс. рублей, управляющие компании часто практикуют срыв или уклонение от нашей проверки, «отделываясь» более мягким наказанием, — отметил Павел Асташев. — Теперь законодательство ужесточилось. В новой редакции говорится, что если в течение 12 месяцев управляющей компании или ее должностным лицам судом три и более раза будет назначено административное наказание за воспрепятствование проверке или уклонение от нее, то по решению ГЖИ из реестра лицензий будут исключаться дома, в отношении которых УК были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование или уклонение от таких проверок.

В 2017 году было возбуждено 240 административных дел за срыв проверок, — добавил начальник Госжилинспекции Ростовской области.

Третья инициатива, исходившая от ГЖИ РО, была направлена на своевременное пресечение нарушений участниками жилищных правоотношений обязательных требований ГЖИ. Было предложено установить императивное требование о направлении собственниками помещений, выбравших непосредственный способ управления многоквартирным домом, копий решений и протокола общего собрания собственников в орган государственного жилищного надзора не позднее десяти дней после проведения такого собрания.

Теперь в Жилищном кодексе РФ закреплена такая обязанность за лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, кроме того, должны быть представлены не копии протоколов, а их оригиналы.

На вопрос корреспондента газеты «Путеводитель по ЖКХ» об изменениях законодательства, касающихся лицензионных требований в части наказания за неразмещение информации управляющими организациями в ГИС ЖКХ, Павел Асташев дал пояснение.

— Действительно, с 1 января 2017 года размещение информации в ГИС ЖКХ стало лицензионным требованием для управляющих организаций, и, соответственно, мы будем проводить проверки точно так же, как в плане соблюдения других лицензионных требований, то есть по обращениям жителей. И такие обращения к нам уже начали поступать. Будем проверять полноту, достоверность и своевременность размещения информации в ГИС ЖКХ, которая предусмотрена совместным приказом Минстроя и Минсвязи, там достаточно большой объем информации по каждому дому, требуемый для размещения. При этом снижается размер штрафов для юридических и должностных лиц, — ответил Павел Владимирович.

Помимо перечисленных изменений Павел Асташев коснулся и других новшеств ЖК и ФЗ 2018 года.

Он отметил, что теперь законом конкретизирован механизм действий собственника и управляющей компании по оплате штрафа в пользу потребителя при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги.

Управляющая организация при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение ее размера, обязана уплатить собственнику помещения МКД или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения МКД (нанимателя жилого помещения) или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

При поступлении обращения собственника помещения с заявлением в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация обязана провести проверку не позднее 30 дней со дня поступления обращения и принять одно из решений: либо о выявлении нарушения и выплате штрафа, либо об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Также с нового года ограничен срок действия лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. С 1 января 2018 года такая лицензия будет выдаваться сроком на 5 лет. Срок действия лицензии продлевается по истечении 5 лет в порядке, установленном Правительством РФ. Однако для управляющих организаций, которым уже были выданы лицензии, течение срока их действия начинается с даты вступления в силу изменений — с 11 января 2018.

Кроме того, установлено новое лицензионное требование об отсутствии тождественности или схожести до степени смешения в фирменных наименованиях соискателей и лицензиатов. Данное нововведение будет препятствовать «переброске домов» из одной УК в другую, пользуясь невнимательностью собственников, когда разница в названии организации, приславшей очередную платежку, не видна на первый взгляд, но по сути это уже другое юридическое лицо. Например, ООО «Развитие», ООО «РАЗВИТИЕ».

Новое лицензионное требование будет применяться для соискателей лицензий, а те УК, которые сейчас имеют схожие наименования, обязаны внести изменения в свои уставы в течение 6 месяцев со дня вступления в силу изменений — до 11.07.2018.

Решен законодателем вопрос и с «пустыми» лицензиями. Если в течение 6 месяцев со дня получения лицензии в реестре лицензии будут отсутствовать сведения об управлении МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, это обстоятельство является основанием для принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд с иском об аннулировании лицензии.

К примеру, в Ростовской области 525 управляющих компаний имеют лицензии на управление многоквартирными домами. Из них 136 лицензий, или 25% от общего количества, — «пустые», то есть управляющие компании не имеют многоквартирных домов в управлении.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *