spiker

Екатерина Попова: «Учебник дает знания, а жизнь — уроки»

Тема, которую мы хотим затронуть в этой публикации, уже достаточно не нова, но тем не менее продолжает оставаться острой и актуальной. О проблемах экологии много говорят, немало делают. Как известно, в России 2017-й объявлен президентом страны Годом экологии. Буквально на днях, выступая на встрече с членами Совета законодателей РФ, Владимир Путин потребовал от регионов внимательного отношения к природоохранной тематике, отметив, что «вопросы экологии касаются всех, и решать их нужно всем миром».

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы побороть тотальную экологическую безответственность, воспитывать экологическую культуру нужно начинать с младшего школьного возраста. Педагоги отмечают, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования основ знаний. Ведь именно им, людям завтрашнего дня, предстоит жить на этой земле. И наша задача сегодня — научить детей бережному и ответственному отношению к природе, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы в последующем эти знания превратились в норму их поведения.

Именно об этом и не только «Путеводитель по ЖКХ» побеседовал с учителем высшей категории Екатериной Поповой, работающей с детьми младшего школьного возраста в МБОУ школа № 40 имени 8-й воздушной армии в Ростове-на-Дону. Сегодня она работает с детьми, обучающимися в 4 классе.

Ровно год назад педагог со своими тогда еще третьеклассниками начала заниматься изучением экологии донского края. Следует отметить, что особое внимание на этих занятиях они уделяют проблеме чистой воды.

— Все началось с того, что мы вышли на экскурсию к реке Темерник, — говорит Екатерина Владимировна. — Ребятам  так понравилось, и мы решили все вместе изучить историю реки. Кстати, эту идею мне подсказала наша коллега, учитель химии Наталья Александровна Неня. Дети маленькие, и хотелось, чтобы им это было интересно. А на поверку случилось, что им стало не просто интересно, их захватила эта тема и они хотели узнавать все больше и больше. Итак, мы узнали историю реки Темерник, затем нашли информацию о животных, которые там живут. Ребята увидели своими глазами, что на речке появились дикие утки, выдры и водяные крысы. Они изучили растительность на берегу Темерника. Мы, взрослые, даже не ожидали, что будет такой эффект. Дети подходили ко всем изысканиям очень серьезно и ответственно. Мы с ними даже травили клещей, мыли руки специальной водой, а учитель химии Наталья Александровна показывала нам опыты. А потом все вместе принялись изучать чистоту воды.

— Каким образом? Производили опыты в кабинете химии?

— Нехватка чистой воды — достаточно серьезная проблема современности. В рамках партнерских отношений мы посетили одно из предприятий, производящих питьевую воду. Чтобы ребята своими глазами увидели, узнали что мы пьем, как сделать воду более чистой и экологически пригодной. Нас одели в специальные халаты и шапочки и провели по цеху. Дети как настоящие специалисты ходили по залу, дегустировали воду, задавали вопросы. Причем среди них было довольно много и скептических: откуда наливают воду, не обманывают ли нас, — может, это то, что течет из крана, действительно ли она чистая, не делают ли тару из вторсырья?

Ребятам показали, как появляется емкость для воды, когда из маленькой колбочки выдувается большая бутыль, продемонстрировали уже готовую тару и разновидности воды.

Нам дали продегустировать три вида воды, рассказали в понятной для детей форме, что она действительно разная, объяснили, на что обратить внимание, когда мы покупаем воду. Тут же у ребят возник вопрос: а если в магазине она не раскупается, что делают с «просроченной» продукцией? Им показали, что при помощи лазера на упаковку наносится дата и срок годности, и все это делает компьютер.

— Давайте вернемся к вашим походам к Темернику. Когда вы пришли к реке, на что дети сразу обратили внимание? Может, на мусор на берегу?

— Они как раз обратили внимание на то, что мусора стало меньше. Знаете, ребята, которые учатся в нашей школе, в основном проживают в районе Каменки. Они часто бывают там с родителями. Поэтому и отметили, что мусора поубавилось. Он, безусловно, еще присутствует, поэтому есть над чем работать, но тем не менее работа видна. На берегу появились дорожки, там гуляет очень много людей с детьми.

— А школьники участвуют в субботниках по уборке территории на берегу Темерника?

— Нет, на Темернике мы не убираем, а вот в уборке территории вокруг своей школы участвуем, у нас даже есть специальные дни чистоты.

— Скажите, а родители поддерживают вас в этом начинании?

— Они не против этого.

— Просто не против? А активное участие не принимают?

— Пока мы справляемся со своим объемом работ самостоятельно.

— Вы уже практически целый календарный год занимаетесь вопросами чистой воды. А о жилищно-коммунальном хозяйстве детям рассказываете? Как грамотно потреблять услуги, о том, что нельзя мусорить на улице, что бумаги нужно выбрасывать в один контейнер, а пластиковые бутылки — в другой?

— Безусловно, об этом мы тоже говорим. Но основной темой остается все-таки вода. Причем практически на каждом уроке — как по окружающему миру, так и по математике. Эта тема у нас переплетается с реальными ситуациями, мы говорим о том, что питьевой воды становится все меньше, ее так мало по сравнению с  соленой. Как-то на уроке я задавала вопрос детям: а что делать, откуда брать питьевую воду? Предложений было много: и айсберг перетащить, и соленую опреснять. А как мы можем сохранять воду? — спросила я у них. Ответ был однозначный: закрывать вовремя кран.

— А макулатуру собираете?

— Макулатуру мы собираем и сдаем в нашу библиотеку, а оттуда на экомобиле ее забирает организация по переработке вторсырья.

— Екатерина Владимировна, скажите, когда Вы разговариваете с детьми на тему экологии, видите в их глазах заинтересованность?

— Конечно! Стараюсь говорить с ними на потребительском уровне: наш город Ростов-на-Дону индустриальный, с ускоренным темпом жизни, с большим количеством населения, он не имеет больших лесов, но все мы хотим отдыхать на природе. В выходные мы стараемся куда-то выехать, и, как правило, выезжаем на одни и те же места. Вот вы приехали в свое любимое место, отдохнули, что вы потом сделали? — Собрали мусор. А если не собрали, вы приедете туда снова? — Нет. Дети 9-10 лет, прекрасно понимают, что они — будущее нашей страны, и они хотят жить в красивом городе. А чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

— Вы ростовчанка?

— Нет, я живу в Ростове всего пять лет.

— В частном доме или в многоквартирном?

— В многоквартирном, в новом микрорайоне Суворовском.

— Какая форма управления в Вашем доме — УК или ТСЖ?

— Управляющая компания.

— У Вас есть к ней вопросы?

— Вопросов много — и по поводу уборки, и по поводу отчетности о распределении денежных средств, и по благоустройству территории. Будем считать, что это новый дом, они новая компания, а мы — новые жильцы, и в процессе все наладится.

— А как Вам город в целом?

— Если сравнить нынешний Ростов с Ростовом пять лет назад, когда мы сюда приехали, то Ростов сегодняшний мне нравится больше: он стал чище, зеленее, облагороженнее, что ли. Конечно, есть мелочи, но то, что работа ведется — заметно.

— Будете ли Вы продолжать экологическую работу с детьми?

— Конечно, будем работать.  Я пытаюсь их окунуть в реальную среду, в ситуацию, чтобы они не только ориентировались по учебнику, чтобы они могли шире смотреть на окружающий мир. Потому что учебник — это книга, а жизнь — это жизнь. Учебники дают знания, а жизнь — уроки.

Врез

Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитии молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога.

К. Д. Ушинский

Подготовила Ольга Коломыйцева

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *